"Москва 2042" – сатирический роман-антиутопия написанный в 1986 году. Веселая пародия, действие которой происходит в будущем, в середине XXI века, в обезумевшем "марксистском" мире. Герой романа – писатель-эмигрант, неожиданно получает возможность полететь в Москву 2042 года, и в результате оказывается действующим лицом и организатором новой революции. «Сейчас, вспоминая этот свой первый день в Москорепе, я думаю, что, хотя на меня сразу обрушилось столько противоречивых и совершенно неожиданных сведений, я довольно скоро начал кое в чем разбираться. Я, например, сам, без посторонней помощи, догадался, что слово «комсор» означает «коммунистический соратник», «компис» — «коммунистический писатель», приветствие «слаген» расшифровывается как «Слава Гениалиссимусу», ну а почему они вместо «О Боже!» говорят: «О Гена!», это, по-моему, и объяснять нечего».
Владимир Войнович "Москва 2042"(аудиокнига)
"Легко предвижу, что некоторые читатели отнесутся к моему рассказу с недоверием, скажут: это уж слишком, это он выдумал, этого быть не может. Не буду спорить, может или не может, но должен сказать совершенно определенно, что я ничего никогда не выдумываю.
Я рассказываю только о том, что сам видел своими глазами. Или слышал своими ушами. Или мне рассказывал кто-то, кому я очень доверяю. Или доверяю не очень. Или очень не доверяю. Во всяком случае, то, что я пишу, всегда на чем-то основано. Иногда, даже основано совсем ни на чем. Но каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с теорией относительности, знает, что ничто есть разновидность нечто, а нечто - это тоже что-то, из чего можно извлечь кое-что."
"Книгу эту я буду писать, предположительно, всю оставшуюся жизнь, и все, что отныне будет (и кое-что, что доныне было) мною сочинено, может считаться входящим в нее. На вопрос, о чем эта книга, я отвечаю всегда: она обо всем. Меня спрашивают: а если серьезно? Я отвечаю серьезно: она обо всем. Я надеюсь, что в числе ее достоинств будут предельные искренность, откровенность и непредвзятость в описании отдельных событий и личностей. Но при этом она есть не проповедь и не исповедь, а в какой-то степени самопознание, попытка объяснить себе себя и себя другим, и других себе."
В.Войнович
«Москва 2042» — сатирический роман-антиутопия Владимира Войновича, написанный в 1986 году.
Автор изобразил коммунистическую Москву будущего — на первый взгляд, вполне соответствующую обществу победившего коммунизма («Коммунизм в отдельно взятом городе», «Московская республика»), но, впрочем, по мере развития сюжета книги, становится понятным, что эти ожидания всё ещё утопия.
Главный герой книги — писатель-диссидент Виталий Карцев, прототипом которого является сам Войнович (повествование идёт от первого лица): бывший член Союза писателей, за свою диссидентскую деятельность лишённый членского билета, а впоследствии и советского гражданства, выдворенный из страны в Западную Германию (ФРГ).
В разговоре за кружкой пива со своим немецким приятелем Руди писатель узнаёт, что мюнхенское турагентство предоставляет необычную услугу: возможность отправиться в путешествие во времени на специальном сверхсветовом космоплане.
Писатель решает отправиться в Москву будущего, чтобы узнать, что же стало с Советским Союзом, а один американский журнал вызывается спонсировать эту поездку стоимостью почти 2 миллиона долларов за подробный репортаж о путешествии.
В Москве 2042 года его встречают, как национального героя: его ставят в один ряд с выдающимися писателями прошлого, власти торжественно готовятся к проведению его 100-летнего юбилея, к массовому изданию готовится его книга.
От встречавших его важных лиц писатель узнает, что в Москве впервые в истории в пределах одного города построен самый настоящий коммунизм.
Однако, очень скоро он узнаёт, что коммунизм, построенный в Московской коммунистической республике (Москорепе), совершенно не такой, каким его предсказывали в прошлом, более того, несмотря на то что нынешний вождь Советского Союза — Гениалиссимус пришёл к власти в результате «заговора молодых разгневанных генералов КГБ» и Великой Августовской коммунистической революции, а члены Верховного Пятиугольника открыто ругают пороки развитого социализма (и сваливают свои «временные трудности» на тяжёлое наследие «культистов, волюнтаристов и коррупционистов»), московскому коммунизму присущи все те недостатки, которые были и при социализме: неравенство граждан, привилегированность отдельных слоёв населения, геронтократия, жёсткая политическая цензура.
При этом московское коммунистическое общество оказывается невероятно бедным и одичалым даже в сравнении со знакомыми Карцеву советскими реалиями: летом граждане носят короткие штаны и юбки в целях экономии ткани, стригутся наголо и сдают волосы, а питаются суррогатами из брюквы и лебеды по талонам, которые получают за сданный «вторичный продукт» (то есть дерьмо, экспортируемое Советским Союзом на Запад взамен растраченных нефти и газа).
«Но хорошо ли смеяться над нищими?» — строго спрашивает у Карцева сам заместитель Гениалиссимуса по БЕЗО (то есть по госбезопасности).
Произошло полное сращение партии и спецслужб, и сама партия называется КПГБ — Коммунистическая партия государственной безопасности. Всем коммунянам в обязательном порядке с детства вменяется любовь к Гениалиссимусу, его творениям и идеям, однако сам Гениалиссимус на самом деле не обладает такой большой властью, как может показаться на первый взгляд (его именем правят его бывшие соратники по Августовской революции, возглавляющие Редакционную Комиссию и БЕЗО).
В новой системе оказалась востребованной и церковь, которая получила все блага в обмен на одну только «мелочь» — отказаться от Бога и заменить его Гениалиссимусом (при этом в церкви также существуют воинские звания, например, генерал-майор религиозной службы; в новой коммунистической церкви Маркс, Энгельс, Ленин и др. канонизированы).
Оказывается, однако, что большинство жителей Москорепа, выражая почтение и любовь к законам коммунистической республики, на самом деле в душе ненавидят коммунизм и являются скрытыми симитами — почитателями писателя Сима Симыча Карнавалова (аллюзия на Солженицына) — писателя-диссидента, современника автора, приверженца монархии, который ещё в прошлом веке согласился на эксперимент американского учёного по замораживанию живых существ, чтобы через 60 лет «воскреснуть» и вернуться в Россию и установить там монархическую форму правления.
Фактически в финале происходит просто замена одной формы диктатуры на другую: на это указывает диалог автора с бывшим генералом безопасности, который, переименовавшись из Дзержина Гавриловича в Дружина Гавриловича, остался при своих обязанностях и объясняет, что такие как он всегда будут востребованы, поскольку кому-то надо охранять завоевания революций.
Из указов новоиспечённого царя также можно составить представление о многом (есть косвенная ссылка на Салтыкова-Щедрина, где последний градоначальник города Глупова «въехал на белом коне, сжёг гимназию и упразднил науки»; уже упоминавшийся Солженицын, несмотря на указанное Войновичем их различие с Карнаваловым, также был сторонником восстановления буквы ять в русском алфавите и даже написал научное исследование по этому предмету) и т. п.
Редакторы Радио Свобода Александр Батчан и Илья Дадашидзе беседуют с известным российским писателем и диссидентом Владимиром Войновичем.
Илья Дадашидзе:
Вы - автор антиутопии "Москва 2042", или, вернее, "Москва 2042-й",так?
Владимир Войнович:
Можно и так, и так. Я сам называю "Москва 2042". Некоторые говорят "Москва 2042-го года". Можно и так, или еще как-нибудь...
Илья Дадашидзе:
Насколько ваши прогнозы совпадают с тем, что сегодня происходит в России?
Владимир Войнович:
Когда я писал эту книгу, то я же там писал, что эта книга не предвидение, а предупреждение. Вообще, я просил не рассматривать ее как пророческую. Вообще, я всякие разговоры о пророчествах и ясновидении воспринимаю с иронией. Поэтому, если вы меня будете называть пророком, то я к этому тоже отнесусь иронически. Но все-таки я должен сказать, что в этом моем романе происходит "Великая Августовская революция", которая теперь, может быть, задним числом напоминает август 1991-го года, но роман написан гораздо раньше. Кроме того, один из трех главных персонажей у меня некий Леша Букашев - Гениалиссимус - будущий руководитель будущей страны, которая называется "Москореп"... Образовалось новое правительство в результате заговора генералов КГБ. Генерал КГБ, участник этой упомянутой Августовской революции, потом он - герой Бурят-Монгольской Войны и большой борец с волюнтаризмом, культизмом и еще какими-то измами... да еще с реформистами он боролся... Да, он борется со всеми, специалист по всем делам, и любовь граждан к нему столь велика, что ее можно сравнить вот с нынешним проявлением любви к похожему человеку.
Когда писатель пишет, вот если он серьезно относится к своему слову, то он канализирует действительность, какие-то проблемы, и тенденцию. Когда я писал, а я вообще начал писать этот роман в 1982-м году, откуда и название проецируется, я смотрел - какие тенденции... Я видел, что вот, отмирает власть КПСС, отмирают эти лидеры, вот они скоро уйдут. Я видел, что растет роль КГБ, причем, как института, где вырастают прагматики-циники, которые понимают, что коммунистическая идеология всем давно надоела и на ней ничего не сваришь, и они пытаются найти какой-то выход. Их беда или, скажем, недостаток в том, что, в отличие от коммунистов, если те считали, что все можно построить на идеалах, то есть, они эксплуатировали идеалы, то эти люди, которые были воспитаны в недрах КГБ, они - прагматики, циники, и думают, что идеалов вообще никаких нет. И то неправда, и другое неправда, потому что все-таки в человеке, помимо эгоистических инстинктов, которые надо признать есть и очень важны, все-таки есть "Души прекрасные порывы". В КГБ, как известно, думают, что общество можно построить на каких-то других факторах - просто на такой приземленности.
Звездные часы Свободы "Москва 2042". Владимир Войнович читает свой роман
Писатель-сатирик Владимир Войнович был хорошо известен слушателям Радио Свобода задолго до его появления у нашего микрофона. С середины 1980-х годов его книги регулярно читались на наших волнах – «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Путем взаимной переписки», «Иванькиада».
В конце 80-го Войнович эмигрировал, и 22 декабря дал в Мюнхене свое первое на Западе интервью: для этого писатель и друг Войновича Виктор Некрасов специально прилетал из Парижа. И с тех пор в течение десяти лет Владимир Николаевич каждую субботу (с небольшими перерывами) выступал с 10-минутным сюжетом, или скриптом, как это называлось на свободовском радио-языке. Книги, судьбы, воспоминания, людская тупость и человеческая красота – все было предметом этих выступлений.
Мы предлагаем нашим слушателям книгу писателя "Москва 2042"– в авторском чтении.