Воскресенье, 12.05.2024, 18:44

РЕКШИНО

Вы вошли какГость | Группа "Гости"
Логин:
Пароль:
Google
Что смотреть?
Мировые котировки
Зарабатывай играя!
Прибыль каждые 10 минут!
Погода
Рекшино ВКонтакте
Сырая нефть
Google
Наш опрос
Сколько вы готовы платить за проезд в пригородной электричке?
Всего ответов: 77
Теги
Наша кнопка
WebMoney

Google
Статистика
Информер для сайтов Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Flag Counter
Flag Counter

Каталог статей

Главная » Статьи » Безопасность жизнедеятельности человека » Выживание и самооборона

Уроки катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС
Техногенная  катастрофа на Саяно-Шушенской  ГЭС 2009 года не спроста приравнена главой МЧС России к Чернобыльской 1986 года. Последствия и той и другой имеют чрезвычайный масштаб. У нас под боком конечно не река Енисей и плотина у нас низконапорная (20 метров), но позволим себе заметить, что последствия возможного прорыва дамбы Горьковского водохранилища для жителей близлежайших населенных пунктов будут от этого не менее катастрофичными. 

Но предупрежден значит вооружён и знания возможных последствий аварии на Горьковской ГЭС дадут дополнительный шанс жителям населенных пунктов, попадающих в зону возможного затопления, в прямом смысле выйти сухими из воды.

Наиболее опасным вариантом развития событий на наш взгляд будет профессиональная ДТА, а при существующем положении дел, как в техническом состоянии комплекса сооружений Горьковской ГЭС, так и в обеспечении режима безопасности на указанном объекте, этот сценарий имеет право на жизнь. 

17 сентября комиссия Волго-Окского Ростехнадзора обнародовала выводы после проверки Нижегородской ГЭС, согласно им значительная часть энергетического оборудования выработала свой технический ресурс. Есть серьезные нарушения, связанные в первую очередь с износом оборудования. Нижегородская ГЭС введена в эксплуатацию в 50-х годах XX века,  до февраля 1991 года называлась Горьковской, первый гидроагрегат был пущен в 1955 году. Строительство ГЭС закончилось в 1959 году. Устранение нарушений потребует значительных капиталовложений, которые как обычно надо «изыскать».

Всего в ходе проверки объектов Нижегородской ГЭС, подконтрольных Ростехнадзору, инспекторы Управления выявили 52 нарушения требований обязательных норм и правил. Комиссия констатировала, что реконструкция Нижегородской ГЭС, запланированная на 2007-2010 годы, ведется с отставанием от графика. По результатам проведенной проверки на должностных лиц предприятия, допустивших нарушения, составлено два протокола об административном правонарушении.

Согласитесь картина привычная, но далеко не радостная.  Еще печальнее она становиться при прогнозировании возможных последствий  аварии на ГЭС.  А последствия в вкратце таковы: - в нижнем бьефе ГЭС образуются очаги поражения, т.е. определенная территория, в пределах которой произошло катастрофическое затопление местности, повреждения и разрушения зданий и сооружений, сопровождающиеся поражениями и гибелью людей, животных и урожая сельскохозяйственных культур, порчей и уничтожением сырья, топлива, продуктов питания, транспортных магистралей, загрязнением окружающей природной среды.  Заливаются подвалы, внутренние дворы, расположенные ниже улиц, затем улицы и первые этажи зданий. Местность покрывается слоем воды. Поток вырывает с корнем деревья, сносит большие каменные глыбы, каменные ограды и небольшие здания. Многие деревянные строения разваливаются и сносятся в течение 3-4 часов. Сохранившиеся затопленные кирпичные и бетонные здания теряют капитальность – отваливается штукатурка, разрушается кирпичная кладка, металлические конструкции, сварные швы наружных несущих стеновых панелей и арматура железобетона интенсивно корродируют. На значительных площадях затопленной территории в течение первого часа нарушаются средства сообщения, выходят из строя телефонная связь и электроснабжение. Разрушаются мосты, мощеные дороги, системы жизнеобеспечения.

Так  через 15 мин. после прорыва дамбы  начнется затопление г. Заволжье.  Высота волны составит 15-17 метров. Город будет затоплен полностью через 35 - 40 мин, а через 4,5 часа начнется затопление Сормовского района Н.Новгорода. Высота подъема воды составит 0,5 - 2 метра.  Зона катастрофического затопления (ЗКЗ) составит 1 210 км2,  в которую попадает 5 городов и 61 населённый пункт с численностью населения 188,8 тыс. человек. В ЗКЗ в области попадают значительные территории Балахнинского и Борского районов, часть Нижнего Новгорода.

Принято выделять четыре зоны катастрофического затопления в зависимости от скорости потока волны прорыва в среднем течении реки, высоты волны прорыва и расстояния от гидросооружения (см. рисунок).

Первая зона катастрофического затопления примыкает непосредственно к гидросооружению и простирается на 6-12 км, высота волны прорыва достигает нескольких метров (в зависимости от глубин и их соотношения в верхнем и нижнем бьефах). Волна прорыва в этой зоне характеризуется бурным потоком воды со скоростью 30 км/ч и более. Время прохождения волны прорыва примерно 30 мин.

Вторая зона – зона быстрого течения со скоростью потока воды 15-20 км/ч. Внешняя граница этой зоны проходит на расстоянии 15-25 км от плотины. Время прохождения волны прорыва 50-60 мин.

Третья зона – зона среднего течения со скоростью 10-15 км/ч и расстоянием от плотины до 30-50 км. Время прохождения волны прорыва 2-3 ч.

Четвертая зона – зона слабого течения (разлива). Скорость течения 6-10 км/ч. Ее протяженность будет зависеть от рельефа местности и может составить 36-70 км от гидросооружения.

При оценке ожидаемого прямого социального ущерба обычно учитываются две его составляющие – безвозвратные и санитарные потери, взвешенные по соотношению наступления случайного события – летального исхода или нанесения травм различной степени тяжести волной прорыва. При этом человеческая жизнь оценивалась в стоимостном выражении. В качестве такой величины использовалась цена спасения жизни, ЦСЖ – средневзвешенная по наиболее значимым и рисковым областям и сферам жизнедеятельности величина затрат для дополнительного спасения жизни каждого следующего индивидуума. Ожидаемые потери ощутимо варьируются по времени суток. Это связано с неадекватностью поведения человека в чрезвычайной ситуации в дневное и ночное время. В свою очередь, доля светлого и доля темного времени суток в значительной степени зависят от времени года, что требует детализации в пределах рассматриваемого сезона (безледоставный или зимний).

Для уменьшения последствий аварий на гидротехнических объектах важно тщательно оценить характер возникающей опасности, разработать и внедрить соответствующую методику предупреждения таких ситуаций. Речь идет о трех важных этапах: (1) оценка опасности, (2) оповещение и (3) обеспечение готовности, которые являются основными элементами модели уменьшения последствий. Они могут использоваться в целях определения, разработки и классификации большинства мероприятий, необходимых для эффективного уменьшения неизбежных последствий техногенных катастроф. Первым элементом эффективного уменьшения последствий бедствия является оценка его опасности. Оценка опасности для каждого населенного пункта, расположенного в зоне КЗ, необходима для определения того, какое население и какие материальные ценности подвергаются опасности и в какой степени.

Определенные виды инженерных работ могут способствовать уменьшению последствий аварий на гидротехнических объектах.
Здания, расположенные в зоне вероятного затопления, следует укреплять в целях защиты от ожидаемого воздействия волн и сильных течений. Их фундаменты должны быть построены таким образом, чтобы выдерживать эрозию почвы и подмыв в результате воздействия течений. В некоторых случаях самый первый этаж зданий, выходящих на сторону плотины, может быть сделан открытым для того, чтобы вода могла проходить сквозь здания. Это позволит уменьшить подмывающий поток по периметру фундамента. Кроме того, номера в гостиницах можно размещать выше первого этажа для того, чтобы уменьшить угрозу для гостей, не подготовленных к затоплению. Ключевые элементы инфраструктуры зданий, такие как аварийные генераторы, электрораспределительные блоки и моторы лифтов, следует размещать на этажах, не подвергающихся опасности затопления.

Следует обеспечить прочное закрепление в грунте таких тяжелых предметов, как цистерны с горючим, для того чтобы они не всплывали и не действовали как тараны. Транспортные системы должны быть построены или реконструированы таким образом, чтобы облегчать быструю массовую эвакуацию из зон затопления.
Для снижения разрушительной силы наводнения можно использовать посадки леса на берегах искусственных водохёмов. Насаждения леса будут рассеивать энергию волн и уменьшать ширину полосы затопления. Кроме того, они задерживают плавающие предметы (бревна, бочки, обломки сооружений), которые таранящими ударами могут значительно увеличить степень разрушений.

Проблема быстрой эвакуации населения в таких зонах должна быть в центре внимания местных органов исполнительной власти и органов управления МЧС России. Даже самая современная система предупреждения будет неэффективна, если не будет создана система оперативного оповещения местных органов власти и населения, попадающего в опасные зоны.
Оказалось, что самое трудное – довести информацию до населения. Местная власть и органы управления МЧС России должны иметь специальную службу оповещения населения в случае техногенных аварий. Нужны также периодические тренировки населения.

Система оповещения практически не менялась последние 20 лет. Она также базируется на использовании телеграфных и телефонных каналов, использовании устаревших электрических сирен, сетей радиовещания и телевидения. К тому же с 1993 года резко сократились сети проводного вещания, особенно в сельской местности. Какие выводы можно сделать из этого?

Конечно, все города и населенные пункты, размещенные в ЗКЗ, должны быть оснащены средствами оповещения, позволяющими осуществлять подачу сигнала и доведение речевой информации до всего проживающего там населения, независимо от времени суток и года в течение не более 2–3 минут. В сообщении об опасности следует указать расчетное время прихода волны и порядок действия населения, организацию эвакуации, пункты сбора и маршруты выхода из опасных зон.

Эти средства должны входить в состав средств системы централизованного оповещения населения, а сама система централизованного оповещения населения должна быть современной и обеспечивать свое задействование за время не более 1–2 минут после получения предупреждения об аварийной ситуации на гидротехническом объекте.
В наше время появились новые технические средства связи, использование которых может в значительной степени повысить оперативность оповещения населения в опасной зоне.

Планы и порядок эвакуации обычно разрабатываются и осуществляются на местном уровне, поскольку они требуют подробных сведений о населении затопляемой зоны, о службах и учреждениях, которые могут подвергнуться опасности, а также о местных средствах, которые могут быть применены для решения данной проблемы. Катастрофы на гидротехнических объектах не дают или не оставляют достаточно времени для распространения официального предупреждения.

Планы эвакуации населения разрабатываются местными властями заранее и должны включать в себя следующие мероприятия:
  • обучение персонала и населения действиям при возникновении ЧС;
  • создание систем оперативного оповещения и информирования органов управления и населения о ЧС;
  • организацию транспортного обеспечения эвакуации населения и материальных ценностей;
  • перемещение и закрепление машин и оборудования;
  • содержание в надлежащем порядке путей для эвакуации и др.
В реализации этих мероприятий еще очень много трудностей и нерешенных вопросов. Для школьной администрации, руководителей организаций и учреждений, объектов экономики, размещенных в ЗКЗ, рекомендуется провести следующие предупредительные действия:
• назначить ответственных за отключение электричества и газа в случае угрозы прорыва дамбы ГЭС;
• заранее разработать правила и план эвакуации большого количества людей из здания;
• заранее определить безопасные места, куда можно эвакуировать людей;
• назначить распорядителей и ответственных (которые знают маршрут и могут провести по нему группу людей) за эвакуацию отдельных групп и организовать их обучение;
• необходимо периодически проводить тренировки с целью проверки эффективности планирования действий на случай возникновения опасности;
• следует заранее познакомиться с местными спасательными органами, чтобы в случае необходимости можно было к ним обратиться за помощью.

Бесполезно объявлять тревогу, если люди не знают, что делать, куда бежать, чтобы спастись. Достижение любого прогресса в деле уменьшения опасности предполагает подготовку планов, направленных на обеспечение лучшего понимания широкой общественностью, местными органами власти, спасательными службами факта наличия огромного потенциально опасного объекта под боком, находящегося далеко в небезопасном состоянии. Наиболее действенные меры по обучению населения осуществляются на местном уровне, когда принимаются во внимание факторы языка, культуры, местных обычаев, религиозного уклада, взаимоотношений с местными органами власти.

Поскольку аварии рассматриваемого масштаба бывают весьма редко, ответственные лица местных властей зачастую имеют в отношении данного явления малый личный опыт или вообще не имеют никакого опыта, позволяющего принимать решения о подготовительных мерах или действиях, которые необходимо предпринимать в этих случаях. В этом смысле они могут почти полностью зависеть от программ обучения и/или от соответствующего доступа к информации в целом, о конкретной угрозе в зонах их ответственности, о системах предупреждения и мерах по уменьшению опасности.

Помимо общих планов действий данного территориального образования при получении сигнала об опасности цунами, каждой семье, проживающей в ЗКЗ, нужно иметь четкий план действий при возникновении угрозы затопления. При своевременном оповещении об эвакуации необходимо взять с собой документы, минимум непромокаемых вещей, продуктов питания и деньги, отключить электричество. На случай эвакуации надо держать наготове фонарик, спички, немного еды, запасную одежду вместе с документами, уложенные в рюкзак.

Вот примерная список вещей, которые стоит уложить в рюкзак если вам «повезло» жить в  ЗКЗ близко расположенной ГЭС:  ёмкость для питьевой воды, сухой паёк, минеральная  вода в пластиковой бутылке, светодиодный фонарь, батарейки, свечи, спички, не скользящие перчатки, хлопчатобумажное полотенце, пластиковые пакеты, бумажные салфетки,  нож, скотч,  марля, медицинская косынка, бинты, ватные тампоны, ножницы,  верёвка, свисток для призыва о помощи, сухое горючее, устройство зарядное для сотового телефона на основе солнечных элементов.

При получении сигнала тревоги необходимо немедленно покинуть жилые и служебные помещения. Соблюдая порядок, уйти из опасной зоны согласно плану эвакуации. Если затопление застало врасплох – следует подняться на верхние этажи здания, закрыть все двери на запоры и немедленно перейти на безопасное место. Это проемы капитальных внутренних стен, углы, места у колонн, под балками каркаса. Главное – подальше от проемов, откуда движется волна. Вне здания волну лучше встречать на дереве, за естественной преградой, за бетонной стеной, зацепившись за них. При возвращении следует убедиться в отсутствии угрозы обрушения дома из-за повреждения и подмыва, а также замыкания в электрических сетях.

Население, и в первую очередь учащихся, необходимо просвещать и обучать действиям при угрозе ЧС. Это обязательно принесет свои плоды.

В заключении хочется наедятся на то, что в ближайшее десятилетие повсеместное распространение получат альтернативные дешевые источники электроэнергии и мы навсегда освободимся от чудовищных и опасных рукотворных морей.

В статье использована монография научного коллектива Саратовского Государственного технического университета (http://risk-2005.narod.ru), учебно-методические пособия для сотрудников МЧС России, материалы агентства РИА Новости. Материалы находятся в свободном доступе в сети интернет и не являются государственной тайной.



Источник: http://rekshino.com/publ/0-0-0-3-13
Категория: Выживание и самооборона | Добавил: kapitan (27.12.2009) | Автор: Проваленко Н.С. E W
Просмотров: 9168 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.8/67
Всего комментариев: 2
1 Вот и цитата со ссылочкой  
Обломки плана ГОЭЛРО требуют срочной замены

Вторая по величине станция, где до сих пор не заменены выработавшие срок гидроагрегаты – это Нижегородская («Русгидро»). Она запущена в эксплуатацию в 1955 году, мощность 520 МВт. Коренная реконструкция станции назрела, но пока не проводилась. В 2011 году проводится конкурс на проект реконструкции; будут ли в ходе нее заменены гидроагрегаты, неизвестно. В непосредственной близости от плотины находится Нижний Новгород (население 1,25 млн. человек) и его окрестности. Износ оборудования станции, по ряду оценок, составляет около 80%. Сценарий катастрофы на этой ГЭС выглядит наиболее пугающим среди всех объектов отрасли в России.

24 апреля 2011 года 10:31
Антон Размахнин
СвободнаяПресса
http://www.svpressa.ru/society/article/42426/


2 kapitan  
Вот я и провожу опрос среди населения Нижегородской губерниии типа, а что для вас наше "море"?
И как не странно народ мало вдаётся в подробности и публикуемую информацию - народу в кайф зажигать! wacko

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]