«Думали, война началась…» «А нам сказали - весь город эвакуируется!»
Как Челябинск пережил выброс брома, что и почему стряслось. ФОТО и ВИДЕО
01.09.2011 17:59
Больше всех бромом досталось челябинским ГИБДДшникам (здание автоинспекции - в центре)
Инцидент с утечкой брома в грузовом составе близ железнодорожного вокзала в Челябинске сегодня – главная тема в российских новостях. В самом городе, особенно среди тех, кто оказался непосредственно вблизи ЧП, с утра царила самая настоящая паника. Скрыть или не заметить это событие было невозможно, его последствия оказались слишком чувствительными. К счастью, выяснилось, что всеобщее возбуждение не соответствовало реальному уровню угрозы. И все же… А если бы разбилось не несколько банок вредного вещества, а гораздо больше – ведь через город-миллионник провозили аж 10 тыс. литров брома. А если бы стояла безветренная погода и над городом завис ядовитый смог? И как вообще перевозился опасный груз, если ЧП случилось всего-навсего из-за удара вагонов? Что по этому поводу думают в РЖД? Подробности - в материале «URA.Ru».
- Я чуть с ума не сошла! Думала, что химическая война началась, - рассказывает «URA.Ru» Наталья Болотова, живущая в Ленинском районе, в одном из домов, чьи окна выходят на железнодорожные пути. – Проснулась утром от того, что … чихать начала. Чувствую - запах такой резкий, словно к носу склянку с нашатырем поднесли. Решила, что кошка банку с лекарством разбила. Встала и поняла - тянет с балкона. Вышла на балкон, вижу - на путях вагон горит. А дым от огня прямо на наш дом. Ужас!! Все соседи тоже на балконы вышли, смотрят.
Вагончик тронулся - и город-миллионник погрузился в ядовитый смог
Потом выяснилось, что в составе, везущем химикаты со станции Красноперекопск Приднестровской железной дороги до станции Славгород-Яровое на Алтае, на самом деле ничего не горело. Во время сцепки вагонов один вагон толкнул другой. Несколько банок с бромом упало. То ли произошла разгерметизация, то ли банки просто разбились, в общем, бром соединился с воздухом и резкий удушливый запах стал обволакивать железнодорожные пути в двухстах метрах от путепровода, соединяющего Ленинский и Советский районы. Ветер был западный, и смог понесло на Порт, это часть Ленинского района. Прибывшие на место пожарные облили вагон пеной, и от реакции образовалось смертоносного вида оранжевое облако, так напугавшее горожан.
Первыми на борьбу с облаком брома бросились пожарные, для этого использовали специальный состав ФОТО Александра Фирсова
К 9 часам утра вагон отцепили и увезли на станцию Козырево, что в 20 километрах от Челябинска. Между тем весь город и окрестности охватила паника. Жители Ленинского района звонили знакомым и рассказывали о том, что «нетерпимо воняет, аж глаза слезятся». В аптеках раскупили марлевые повязки. В некоторых аптеках, пользуясь ажиотажем, попытались поднять цены на них, но из областного минздрава последовал грозный окрик: «Не сметь!»
Очень быстро образовался дефицит масок - взрослые старались обезопасить и себя, и детей
Маски, прежде всего, надевали на детей, которые собирались в школы на торжественные линейки. Их сначала решили отменить, но потом перенесли с улицы в помещения школ. Заведующие и воспитатели детских садов Ленинского района бросились звонить родителям: сегодня садики закрыты. Не открылись и несколько магазинов. Облако тем временем дотянулось до Копейска, изрядно напугав и мэра города-спутника областного центра Михаила Конарева и местное население.
С утра был перекрыт въезд на автодорогу Меридиан, идущую параллельно железной дороге. Водители с ужасом смотрели на сотрудников ГИБДД в респираторах.
«Серый, прикинь: заказываю фуру из Тольятти в Челябинск, а водитель говорит, что не поедет, потому что Челябинск закрыли, никого не впускают, людей эвакуируют. Это правда?» - озадачил корреспондента «URA.Ru» друг-коммерсант, позвонивший рано утром.
По городу и в блогах ходили слухи, что чиновники вывозят своих детей за город, подальше от едкого запаха. В действительности все руководители работали согласно графику. Губернатор Михаил Юревич после обеда отправился в Троицк, оставив в «Твиттере» запись: «По приезде из Троицка детально разберем аварию на вокзале. Кто как сработал. Заявляю ответственно: угрозы нет». Его заместители и министры пошли в школы поздравлять детей с Днем знаний.
Запаниковала даже ни во что не верящая молодежь
- Как только мне стало известно об этой ситуации, я выехал в Ленинский район на заседание оперативного штаба, - сообщил «URA.Ru» глава Челябинска Станислав Мошаров. - Здоровью и жизни людей ничего не угрожает. Сотрудниками МЧС приняты все необходимые меры. Район и город уже вернулись к прежнему ритму жизни. Всех челябинцев призываю сохранять спокойствие и постараться не сеять панику. А сам я сейчас на школьной линейке, мой сын сегодня пошел в первый класс.
К обеду паника действительно стихла, во всех районах Челябинска установилось спокойствие. Однако отдельные горожане так и не сняли медицинские маски. Таких особенно много в Ленинском районе, на территории которого произошла авария. Большинство из них говорит о том, что в городе - настоящая экологическая катастрофа.
- Вы разве сами не чувствуете – режет глаза и першит в горле, дышать невозможно? – обратилась к корреспонденту «URA.Ru» женщина в маске.
Тот самый злополучный вагон. Теперь он на станции Козырево, а вскоре, в обход населенных пунктов, отправится на Алтай ФОТО Александра Фирсова
На 13 часов в службу скорой помощи обратились около 100 горожан (большинство из обратившихся к врачам – астматики и аллергики), 8 из них были госпитализированы с подозрением на отравление, еще 4 пожарных, с симптомами химического отравления, попали в больницу непосредственно с места ЧП. Теперь несколько суток в Челябинске и Копейске будут проводить «генеральную уборку» - поливальные машины станут обрабатывать улицы специальным раствором, дезактивирующим остатки испарений. В аптеки завезли запасы активированного угля.
А в Сети по случаю ЧП уже появились стихи:
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжий становится сам!
Чтобы челябинцы не порыжели, ГУ МЧС по региону сообщило:«Рекомендуется свежий воздух, покой, тепло, предохранение от переохлаждения, чистая одежда. Глаза и кожу обильно промыть водой в течение 15-20 минут. Обильное питье воды, молока. Вызвать рвоту. Затем дать яичное молоко (4-5 сырых яиц на 0,5 л молока), жженую магнезию или активированный уголь (по 2 столовые ложки)»…
Теперь, когда стало поспокойнее, воссоздадим события и проясним, что же случилось и почему. Еще тянулось оранжевое облако, а первый вице-губернатор Олег Грачев уже звонил начальнику Южно-Уральской железной дороги Виктору Попову: «Что там?»
- Утечка брома. Сейчас вагон отцепят и отвезут.
- Куда?
- На один из тупиков.
- А что, у дороги герметизированного помещения типа «бокс», куда бы можно было этот вагон поставить, нет? – спросил Грачев. Оказалось, что нет. Поэтому «вонючий» вагон будет некоторое время «болтаться» в области.
Этот же вопрос - «что будет с вагоном?» - «URA.Ru» задало пресс-службе РЖД, заодно поинтересовавшись условиями перевозки опасных грузов. Как могло произойти, что емкости с вредным веществом разбились от рядового толчка вагонов? А если бы произошло крушение, как недавно под Ашой? В пресс-службе обещали перезвонить, но так и не перезвонили. А позже выставили специальное сообщение: «В настоящее время вагон находится в специально отведенном месте, где выставлено оцепление. Железнодорожники и специалисты МЧС проводят необходимые мероприятия. На месте работает комиссия Южно-Уральской железной дороги, из Москвы вылетела специальная комиссия ОАО «РЖД». Причины происшествия выясняются».
Как нам удалось выяснить, состав некоторое время будет стоять в Челябинской области, а потом его отправят на Алтай, в пункт назначения. Причем региональные власти добились, чтобы состав шел в обход населенных пунктов. Даже несмотря на заверения специалистов МЧС, что вредоносного испарения больше нет.
На специальном брифинге, созванном по случаю «бромного ЧП», министр по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин не удержался и высказался в адрес железной дороги.
- Мы не совсем довольны тем, что не оперативно сработала железная дорога. К примеру, не сразу подвезли воду. Этот вопрос будет рассмотрен более детально, - заявил министр.
Что происходит с РЖД, казалось бы, столь мощной, почти военной структурой? Напомним, всего три недели назад, 11 августа, примерно в 19 часов по местному времени произошло ЧП на перегоне «Ерал-Симская» Ашинского района Челябинской области. Грузовой состав №2707 с углем из 67 вагонов ударился в другой состав №1933, который медленно двигался в том же направлении. Оказалось, у состава №2707 отказали тормоза. Позже в Интернете появилась леденящая душу аудиозапись последнего крика машинистов: «Принимайте меры! Еду без тормозов! Скорость 93 километра в час! Принимайте меры!...» Машинист Денис Шумихин и его помощник Михаил Журавлев погибли на месте – первый при попытке выпрыгнуть из состава ударился о столб, второй попал под колеса своего состава. Из-за столкновения состав с углем сошел с рельсов и опрокинулся. Было повреждено 220 метров железнодорожного полотна и 9 опор контактной сети. На то, чтобы восстановить поврежденное полотно, понадобилось больше суток.
Потом выяснилось, что причина трагедии - обыкновенная халатность. За несколько часов до столкновения локомотив, тянувший состав, сбил быка. Машинист Колтырев и его помощник Устюжанинов, сотрудники депо «Златоуст», поменяли поврежденную деталь и сообщили на станцию прибытия «Кропачево» о необходимости дальнейшего ремонта локомотива. Однако на станции «Кропачево» бригада осмотрщиков забыла встретить поврежденный состав. Машинисты в нарушение инструкций самостоятельно переключили управление автотормозами с ведущего на ведомый локомотив. Затем сотрудники ремонтного депо «Таганай» поменяли поврежденные детали тормозной системы, но рычаги в исходное положение не вернули. Следующая локомотивная бригада, как и погибшие впоследствии машинисты, не проверили положение рычагов тормозной системы и ее работоспособность. А потом тормоза отказали. «Господи, прости: жалко парней, но счастье, что состав был не пассажирский! А то бы столько трупов было!» - сокрушались потом все.
Похоже, халатность стала причиной и сегодняшнего ЧП. По последней версии, выдвинутой на спецкомиссии, ЧП произошло из-за нарушений правил перевозки грузов.
Челябинску вообще не везет. Его то «трясет» из-за утилизации боеприпасов под Чебаркулем, то «душит» выбросами металлургических предприятий, то оглушает бомбардировщиками, то водохранилище загадят, теперь вот еще и бром…
- Необходимо выстраивать более эффективную систему действий всех оперативных и спецслужб во время чрезвычайных ситуаций, - заявил сегодня на спешно созванном совещании областной комиссии по ЧС Олег Грачев, и тут же дал поручение профильным министерствам и ведомствам внести свои предложения для подготовки специальной программы, цель которой – создание максимально комфортных условий проживания челябинцев.
А где же «зеленые»? Казалось бы, в самый раз устроить пикет у правления ЮУЖД или возле «Мечела» или Челябинского электрометаллургического комбината?
- Ситуация очень простая. Им приятнее воевать с Росатомом, - считает политолог Александр Подопригора. – Недавно в Росатоме я был на совещании и видел лидера челябинских «зеленых» Наталью Миронову с ее соратниками. Росатом их пригласил, дорогу оплатил, номера забронировал, кофе напоил. Конечно, с такими оппонентами им лучше работать. Да и тема строительства Южноуральской АЭС – куда более громкая и привлекательная для их зарубежных спонсоров. Что им ЮУЖД, Минобороны или металлургия? Войну с ними «зеленым» не оплачивают.
Дык пентафторид брома и рекомендован в качестве плотного и надёжного окислителя ракетного топлива верхних ступеней баллистических ракет. Но справедливой объективности ради добавлю пару цитат с Аришного форума: 02 сентября 2011, 10:02 Павел Ку Челябинск Бром испаряется свободно при нормальном давлении и температуре. Другое дело, что бурый дым от испарения брома и т.н. "лисий хвост" от испарения диоксида азота внешне и по запаху примерно одинаковы, различие в том, что пары брома несколько похожи по запаху на пары хлора, зато действие с парами оксида азота(IV) более схоже(только оксид азота токсичнее);
02 сентября 2011, 07:56 Охотники Москва Бром, как и прочие галогены довольно интенсивно испаряются при комнатной температуре т. е. ниже температуры кипения и даже плавления. Йод при нормальных условиях вообще твердое вещество, тем не менее, испаряется. Другое дело, что 20 л это для города все же мало. 20 тонн более похоже на правду...;
02 сентября 2011, 06:09 Егорка Челябинск Вообще новости наши доставляют. Я как очевидец могу сказать следующее - вранье все вокруг и везде. Самое главное - бром якобы в банках. Но я лично видел как тащили ЦИСТЕРНУ которая дымила как паровоз. Банки в россиянии складывают в цистерны??? Ну и самое веселое - цистерну эту утащили в г. Копейск (5 км от города) где она благополучно продолжает дымить и травить копейчан.
Цитата с форума Ура.ру: "Да на какое Козырево отогнали вагон? Его отогнали на Челябинск-Южный что в 20 км, от Челябинска, но на территории Копейска Цитата «Вся южная часть и почти весь центр города накрыты смогом, сильный запах ощущается даже в мэрии, – рассказал пресс-секретарь администрации Копейска Алексей Нагуманов. – Все праздничные мероприятия, связанные с 1 Сентября, отменены. Детей завели в здания школ. Через СМИ просим копейчан оставаться дома, плотно закрывать окна и двери, пить больше воды. Это сообщение транслируется по эфирному и кабельному ТВ, по городу курсирует автомобиль, который по громкой связи сообщает то же самое»"
А. В. Мануйлов, В. И. Родионов. Основы химии. Интернет-учебник. http://www.hemi.nsu.ru/
1699 бесплатных электронных PDF учебников - Теоретическая механика, инженерная графика, начертательная геометрия - Черчение, теормех, астрономия, химия - Обучение, вакансии, курсы, работа, тренинги, персонал, трудоустройство для студентов - Лекции Конспекты Практикумы Монографии Задачи Решения Пособия http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_natural-science_5.html
Книги по химии - Учебная литература для университетов. Неорганическая химия. http://chemistry-chemists.com/Uchebniki/Chemistry-books-Neorganika.html
Учебники по органической химии для ВУЗов - Скачать электронные книги http://www.newlibrary.ru/genre/nauka/himija/uchebniki_po_organicheskoi_himii_dlja_vuzov/
Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm
On-line учебники по Органической химии http://chemexpress.fatal.ru/Navigator/Ehandbooks.html
Полезная информация по химии http://www.alhimikov.net/
Бром по железнодорожной классификации имеет Аварийную карточку № 802 Тебе делать выводы, о пытливый читатель!
А вот и пентофторид брома: Аварийная карточка № 504
Фторид брома(I) (пентафторид брома) BrF5 — соединение брома с фтором, представляющее собой при комнатной температуре легкоиспаряющуюся жидкость светло-жёлтого цвета, с сильным раздражающим запахом, и чрезвычайно высокой химической активностью и агрессивностью к стеклу, металлам и различным конструкционным материалам. Обрати внимание читатель! Легко испаряется в отличии от брома и пары имеет ну прям как на картинке!
Пентафторид брома рекомендован в качестве плотного и надёжного окислителя ракетного топлива верхних ступеней баллистических ракет
Но есть и "НО". Хранят пентафторид брома в герметичных баллонах из нержавеющей стали. В настоящее время производство пентафторида брома не налажено в широких масштабах, и он производится предприятиями химической промышленности только под заказ.
Кстати название элемента происходит от древнегреческого βρῶμος — зловоние.
При обычных условиях бром — красно-бурая жидкость с резким неприятным запахом, ядовит, при соприкосновении с кожей образуются ожоги. Бром — одно из двух простых веществ (и единственное из неметаллов), наряду со ртутью, которое при комнатной температуре является жидким. Плотность при 0 °C — 3,19 г/см³.
Температура плавления (затвердевания) брома −7,2 °C, кипения 58,8 °C, при кипении бром превращается из жидкости в буро-коричневые пары, при вдыхании раздражающие дыхательные пути.
Бром концентрируется в железах внутренней секреции, и его недостаток в организме человека ведет к нарушению нормального соотношения между процессами возбуждения и торможения.
Со времен Первой Мировой войны бром используется для производства боевых отравляющих веществ.
Бром и его пары сильно токсичны. Уже при содержании брома в воздухе в концентрации около 0,001 % (по объёму) наблюдается раздражение слизистых оболочек, головокружение, носовые кровотечения, а при более высоких концентрациях — спазмы дыхательных путей, удушье. ПДК паров брома 0,5 мг/м³.
Летальная доза, при которой происходит гибель 50% животных, при пероральном введении для крыс составляет 1700 мг/кг. Для человека смертельная доза перорально составляет 14 мг/кг.
При отравлении парами брома пострадавшего нужно немедленно вывести на свежий воздух (как можно в более ранней стадии показаны ингаляции кислорода); для восстановления дыхания можно на небольшое время пользоваться тампоном, смоченным нашатырным спиртом, на короткое время периодически поднося его к носу пострадавшего.
Дальнейшее лечение должно проводиться под наблюдением врача. Рекомендуются ингаляции тиосульфата натрия в виде 2% водного раствора, обильное питьё теплого молока с минеральной водой или содой, кофе.
Особенно опасно отравление парами брома людей, страдающих астмой и заболеваниями лёгких, так как при вдыхании паров брома очень высока вероятность отёка лёгких. Жидкий бром при попадании на кожу вызывает болезненные и долго незаживающие ожоги.