Валерий Ободзинский. "Неизвестная исповедь" (2009)
Он был уникальным явлением нашей эстрады 60-70-х годов. Его так и называли - Человек без лица - за маленькие глаза и мясистые щеки. Но стоило ему запеть - и его тенор покорял всех. Популярность Валерия Ободзинского в брежневскую эпоху можно сравнить разве что с известностью Элвиса Пресли в Америке. Любопытно, что впервые Ободзинский прославился исполнением песни из американского вестерна про ковбоев. А его песни "Луна", "Восточная песня", "Эти глаза напротив" любимы и популярны и сегодня. Его взлет был быстрым, а падение -- коротким. Был момент, когда он почувствовал, что достиг своей вершины. Ведь такого количества концертов и аншлагов не было, пожалуй, ни у кого в стране. В это время Ободзинский понял, что дальше его не "пустят". Ему надоело унижаться перед чиновниками от культуры, и Валерий Ободзинский... "умер". Он умер для публики, исчез для друзей и родных. Он не жил, он существовал. Пил, ночевал во времянке, подрабатывал сторожем, пока не встретил свою любовь - Анну Есенину. Это был его второй взлет, не менее стремительный, чем первый. Так, в сентябре 1994 года в киноконцертном зале "Россия" состоялся первый, после семи лет забвения, концерт Валерия Ободзинского. И вновь был аншлаг! Благодарный зритель не забывает своих кумиров...
В самом конце 80-х, в крош. каморке, сразу за проходной з-да на Яузе, на стульях спал человек. По виду -- типичный бомж. Рабочие звали его Валерыч и после оконч. смены приглашали вместе выпить. Он охотно принимал эти предложения. Его случ. друзья даже не догадывались, что этот опустившийся человек - знаменитый певец Валерий Ободзинский... Великолепный тенор, непревзойденный лирик, в репертуаре которого не было ни одной песни не о любви. Расцвет невероятной всенар. славы В.О. пришелся на 70-е -- время, когда следовало петь на др. темы. Это нежелание быть таким, как все, прославляя со сцены партию и правительство, впоследствии и стало одной из причин крушения карьеры артиста. Свой первый концерт В,О. дал на пляже родной Одессы. Пока 16-летний парень пел, его ловкие приятели очищали сумочки восторженных слушателей. Он вырос на улице среди приморской шпаны и чудом не стал вором: вперед вела мечта -- стать певцом, известным гастролером. В.О. так и не удалось получить муз. образования: нот не знал, зато обладал абсол. слухом и голосом, к-рый называли золотым. Этот уник. голос открыл ему дорогу на проф. сцену: в состав Томской фил-нии юношу приняли, не обратив никакого внимания на отсутствие диплома. Свою будущую жену Нэлю В.О. впервые увидел, когда стоял на сцене Иркутской фил-нии. Она стала его верной спутницей и ангелом-хранителем. Именно Нэля оберегала певца от многочисл. "прелестей" гастрольной жизни: шумных компаний, обильных застолий, алкоголя. Стремит. падение вниз В.О. началось с его ухода из семьи: лишившись надежного тыла, он медленно, но верно приближался к краю пропасти. В сер. 80-х В.О. был уволен из "Москонцерта". Причин масса. Это и запои, и срывы концертов, и то самое нежелание петь песни офиц. сов. репертуара. И личные козни важных персон. Министр Фурцева всегда считала, что этот певец "не наш" и нечего ему штамповать пластинки миллионн. тиражами, а С.Лапин, глава Гостелерадио СССР, заявил в неофиц. беседе, что хватит с нас евреев: пусть остается один Кобзон, а В.О. надо гнать метлой. И почему он поет "в каждом слове только точки после буквы "л"..."? Да на что он намекает? Выступления В.О. вырезали из телепрограмм. Отменяли выпуск пластинок на "Мелодии". Его полностью отлучили от любимого дела, офиц. запретив давать концерты в кач-ве вокалиста. Для В.О. это означало смерть. И он окончат. сорвался. Прошел все круги ада: пил, употреблял наркотики. Именно тогда он устроился работать сторожем на галстучную фабрику. Спасла его давняя поклонница Анна Есенина. Благодаря ей, В.О. вернулся на сцену. Но в нем уже не было ни огня, ни той веры в себя, к-рая помогла стать звездой сов. эстрады. В посл. год своей жизни он часто приходил к бывшей жене Нэле и своим дочкам: его тянуло в прежнюю семью, вину перед к-рой он чувствовал до самой смерти...
Гляжу в озёра синие, В полях ромашки рву… Зову тебя Россиею, Единственной зову. Спроси, переспроси меня - Милее нет земли. Меня здесь русским именем Когда-то нарекли. Гляжу в озёра синие, В полях ромашки рву… Зову тебя Россиею, Единственной зову. Не знаю счастья большего, Чем жить одной судьбой, Грустить с тобой, земля моя, И праздновать с тобой.
Красу твою не старили Ни годы, ни беда. Иванами да Марьями Гордилась ты всегда. Не все вернулись соколы, — Кто жив, а кто убит… Но слава их высокая Тебе принадлежит. Красу твою не старили Ни годы, ни беда. Иванами да Марьями Гордилась ты всегда. Не знаю счастья большего, Чем жить одной судьбой, Грустить с тобой, земля моя, И праздновать с тобой.
Не знаю счастья большего, Чем жить одной судьбой, Грустить с тобой, земля моя, И праздновать с тобой.
"Русское поле". Валерий Ободзинский
Поёт Валерий Ободзинский
Слова Инны Гофф Музыка Яна Френкеля
РУССКОЕ ПОЛЕ
Поле, русское поле, Светит луна Или падает снег, Счастьем и болью Связан с тобою, Нет, не забыть тебя Сердцу вовек.
Русское поле, Русское поле, Сколько дорог Прошагать мне пришлось. Ты моя юность, Ты моя воля, То, что сбылось, То что в жизни сбылось.
Не сравнятся с тобой Ни леса, ни моря, Ты со мной, моё поле, Студит ветер висок. Здесь Отчизна моя И скажу, не тая, Здравствуй, русское поле, Я твой тонкий колосок.
Поле, русское поле, Пусть я давно Человек городской, Запах полыни, Вешние ливни, Вдруг обожгут меня Прежней тоской.
Русское поле, Русское поле, Я, как и ты, ожиданьем живу. Верю молчанью, Как обещанью, Пасмурным днём Вижу я синеву.
Не сравнятся с тобой Ни леса, ни моря, Ты со мной, моё поле, Студит ветер висок. Здесь Отчизна моя И скажу, не тая, Здравствуй, русское поле, Я твой тонкий колосок.
Здесь Отчизна моя И скажу, не тая, Здравствуй, русское поле, Я твой тонкий колосок.