На протяжении всей истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя, шкуры животных и мех были в цене. Во все времена человек любовался мехами. Вполне возможно, что они так и остались бы всего лишь предметом восхищения, если бы холод не заставил наших предков обратить внимание на другое их качество — способность сохранять тепло. На территории Древней Руси (Киевской, Бладимиро-Суздальской, Московской) рухлядь (так называли в старину меха) была своеобразной валютой. Ею платили дань, рассчитывались за обучение, дальний проезд и т. п. Пушнина воспета в славянском фольклоре — народных сказаниях, сказках, песнях. К примеру, в «Слове о полку Игореве», величайшем памятнике эпохи средневековой Руси, упоминаются бобровая шуба Ярославны, куньи меха знати, а в русских былинах — собольи шубы. Шапка, подбитая мехом соболя, долгое время была атрибутом костюма русских князей. Да и простой народ, хоть и носил одежду попроще, но зимой — обязательно меховую. Истоки скорняжно-кожевенного мастерства на Руси ведут к VII веку. Обычно один и тот же мастер выполнял всю работу от начала до конца (выделывал шкуры и шил). Скорняки были почти в каждой деревне и обслуживали всю округу. Свое мастерство они передавали из поколения в поколение, строго сохраняя профессиональные секреты и традиции. Труд их был всегда уважаем и пользовался у населения почетом. К большому сожалению, на сегодняшний день многие старинные секреты обработки меха и шитья из него в народе утеряны...
|