Речь идёт о тех самых пресловутых 300 000 рублей, которые в массовом порядке начали раздавать предпринимателям в большинстве регионов РФ. Грант выдаётся либо под бизнес-план, либо на компенсацию уже понесённых вложений. Рассматрим случай, когда грант выдаётся под бизнес-план.
Ошибка 1. Указывание необходимой потребности в инвестициях в 300 000 рублей. Крайне опасное занятие. У комиссии обязательно появится подозрение, а не подгонкой ли цифр Вы занимаетесь?
Плюс, запрашивая лишь 300 000, Вы демонстрируете, что своих денег не хотите вкладывать и просто пришли за деньгами.
Поэтому, пропишите в бизнес-плане, что потребность в финансировании – 450 – 600 тысяч рублей, из которых 300 000 – денежные средства гранта, а остальное – привлечённые Вами средства.
Отчитаться Вас попросят лишь за средства гранта, а уж если и придёт проверка, то всегда можно сказать «бизнес есть бизнес», «денег мне не дали» , «заболел родственник» - ну да Вы и сами всё прекрасно понимаете.
Можно запросить сумму, меньшую 300 000. Например, если Вы открываете фирму 1С и закупаете офисную технику и мебель, то 300 000 – это перебор. Однако, если бизнес-план составите грамотно – денежки Вам выделят.
Ошибка 2. Малое количество работников в бизнес-плане. Запомните, чем больше «на бумаге» работников Вы трудоустраиваете, тем более социальнозначимым является Ваш проект, и тем охотнее Вам выделят деньги. Ведь это святое для чиновников – борьба с безработицей, и особенно – на бумаге. Сами понимаете прекрасно.
Поэтому, не поскупитесь расширить на бумаге свои штаты. Пририсуйте дополнительных работников, введите ночные смены и т.п. Расходы на фонд оплаты труда у Вас увеличатся, поэтому, чтобы бизнес-план не ухудшил показателей эффективности – грамотно увеличьте сбыт.
Ошибка 3. «Хочу машину». Видел и такие ситуации. Запомните, государство в основном выдаёт деньги на основные средства – оборудование, мебель, оргтехнику. На машину Вам выдадут деньги скорее всего, если Вы фермер, да и то, необходимо, чтобы большая часть остальных трат была на другие цели – типа скота, оборудования и т.п.
Также машину можно попросить, если она действительно существенно увеличит производительность Вашей компании. Но, лучше всего тогда брать подержанный автомобиль за «недорого», а остальную часть гранта тратить на другие цели.
Ошибка 4. Нечёткое указание в бизнес-плане списка того, что Вы хотите приобрести на средства гранта. В бизнес-плане о-б-я-з-а-т-е-л-ь-н-о должна быть строка или таблица с чётким описанием того, что Вы хотите приобрести. Необходимо точное наименование оборудования, вплоть до буквы, до цифры, если есть – её артикул. Если этого не будет – Ваш бизнес-план может просто не дойти до защиты со всеми вытекающими подробностями.
Ошибка 5. Отсутствие приложенных «доказательств» сбыта. Без них, Ваши рассуждения о сбыте – лишь теоретическое изложение Ваших мыслей, верить которым никто не собирается. Выход очень простой – составьте пару договоров о намерениях с Вашими будущими клиентами, снимите с них копии, заверьте своей рукой и вшейте в качестве приложений в конце бизнес-плана. Все организации должны быть реально действующими. И при проверке, договор с Вами должен подтвердиться . Будет особенно замечательно, если эти договора настоящие. Кстати, не забудьте приложить копии договора об аренде офиса, склада или производственного помещения – это придаст дополнительную значимость Вашему бизнес-плану.
Ошибка 6. Маленький объём бизнес-плана. Запомните, нормальный бизнес-план не должен быть менее 60 листов. Лучше – 70-80. Все разделы должны быть грамотно прописаны, желательно наличие множества графиков и таблиц, подтверждающих Ваши расчеты. Добавьте фотографий Вашей будущей продукции, проекта штендера или перетяга, фото себя-любимого, занимающегося каким-то делом.
Бизнес-планы менее 40 страниц рассматриваются «для вида», но отвергаются (если только комиссия каким-то образом не оказалась на Вашей стороне). Так что поработайте, просчитайте всё. Не забывайте про сходимость показателей: финансовый план должен чётко соответствовать плану по персоналу, плану по сбыту и т.п.
Ошибка 7. Низкая бюджетная эффективность проекта. Бюджетная эффективность – это сумма всех Ваших отчислений в бюджеты различных уровней РФ. Туда входят все налоги, в том числе ЕСН, НДФЛ и т.п. Постарайтесь, чтобы хотя бы за 3 года 300 000 выданных Вам гранта государству окупилось. Как говорят сами представители организации, рассматривающей бизнес-планы, кризис показал всю шаткость налогооблагаемой базы. И чем больше малый бизнес будет формировать её, тем она будет стабильнее. То есть наконец-то началась игра в долгую. Поэтому, составляя бизнес-план, не забывайте о доходах государства.
Ошибка 8. Отсутствие запаса прочности. Очень важный момент. Постарайтесь заложить двойной или даже тройной запас прочности. Во-первых, за счёт цен – они должны быть ниже среднерыночных. Этим Вы как бы демонстрируете, что Ваша продукция обязательно раскупится, плюс появляется козырнуть этим моментом при защите бизнес-плана. Дескать, даже при реализации цен ниже рыночных, Вы будете в приличном плюсе. Во-вторых, заложите расходы работникам зарплату, выше среднерыночной. Это тоже хороший козырь, поскольку текучесть кадров будет меньше, качество выполняемых работ выше, и появляется некоторый дополнительный запас прочности. Можно несколько завысить расходы на аренду офис (склада/помещения), но не на оборудование, которое Вы планируете купить на деньги гранта!!! Важно, чтобы бизнес-план даже при завышенных расходах показывал солидную прибыль и оказывался не особо чувствительным к изменениям себестоимости, рыночных цен и т.п. Поэтому, расчёты надо делать аккуратно.
Ошибка 9. Отсутствие в бизнес-плане ключевых показателей эффективности проекта: NPV, IRR, BCR и PBP и анализа чувствительности проекта. Это просто не допустимо. Более того, если Вы заказывали бизнес-план у консалтингового агентства и Вам не рассказали о сути этих показателей, это может стать критическим моментом на Вашей защите перед комиссией. В комиссии, как правило, всегда присутствуют банковские работники. Если Вы замнётесь на этих показателях, это сразу же сделает ясным, что бизнес-план писали не Вы, и денег Вы уже не получите.
Отсутствие этих ключевых показателей делает Ваш бизнес-план не серьёзным, скорее всего, его даже не будут рассматривать. Так что если Вы претендуете на деньги – лучше рассчитайте их.
Анализ чувствительности – это не теоретические рассуждения о том, что при любом раскладе Ваш бизнес будет в плюсе, а конкретные расчеты, показывающие как будут меняться показатель NPV и IRR (этого, как правило, достаточно) при изменениях показателей выручки, себестоимости и сбыта. Расчёты анализа чувствительности делаются в Excel, по их проведении обязательно строится график-паук, который вставляется в бизнес-план.
Ошибка 10. Наконец, главная ошибка – это посредственное оформление бизнес-плана. Сделав всё профессионально в типографии, Вы получаете 99 %-ую гарантию победы над конкурентами.
«Молодые люди, идите, покажите свой бизнес-план вон там в коридоре, пусть они все разбегутся отсюда».
Именно с такой фразы нас приветствовал специалист правительственного агентства. Подавать бизнес-планы приехала огромная куча народа, и поэтому специалисты были просто перегружены работой. Увидев оформление разработанного агентством(или толклвл самим) бизнес-плана, они будут просто потрясены – это солидная книга, толстая, с огромной глянцевой фотографией на первой странице. Уже одно только внешнее оформление выдвинит вас в первые ряды.
Большинство бизнесменов приносит простенькие чёрно-белые БП-шки (бизнес-планы), даже без твёрдой обложки. А на вас будут смотреть по другому. Бизнес-план надо делать не «на отъе-сь»))).
Советы по оформлению:
1. Прошейте БП по типу книги в типографии. Переплёт обязательно должен быть твёрдым.
2. Вставьте как можно больше глянцевых фото в БП.
3. Фото на лицевой обложке – самое главное. На нём должен присутствовать владелец фирмы с образцами товара (желательно). Нужно, чтобы фото провоцировала людей помечтать. Фото приклеивайте только двусторонним скотчем – никаких ПВА!
4. Обязательно запишите на DVD-диск БП в электронной форме. Разместите там же фото продукции (процесса оказания услуг). Если есть видеоинтервью – туда же. Изнутри на лицевую обложку приклейте конверт под диск, опять же на двусторонний скотч.
5. Если у Вас есть газета с интервью – распечатайте её на А2 (не меньше) и поместите её в приложения. Текст интервью выделите маркером жёлтого цвета. Сам лист сложите вчетверо, чтобы получился А4. Часть корешка придётся вырезать ножницами, чтобы БП получилось скрепить.
Удачи в начинании!