Основой системы в России продолжает оставаться принцип «вотчины», когда правитель и его близкий круг распоряжаются страной как своим предприятием. Мы приводим объяснения историков и правоведов, как возникла такая Система и почему ей свойственна такая устойчивость.
1. Абсолютно всегда дикари живут хуже цивилизованных людей, из-за чего они испытывают острую потребность в оправдании своего как культурного, так и технологического отставания. Дикарь в поисках таких оправданий способен бить олимпийские рекорды по своей изобретательности, но что бы он ни придумывал, как бы он ни извращался, а итог их дискурса будет оставаться неизменным: цивилизованные люди живут лучше, потому что они… хуже.
У них культура лучше развита? Это потому, что они бездуховны.
Их общество богаче и технологичнее? Так это потому, что они всю жизнь нещадно эксплуатировали дикарей (нефть их воровали, физический труд использовали и т.д.), за счет чего и смогли так подняться.
А еще у них по улицам ходят бородатые женщины с членами, что холодными зимними вечерами греет душу дикаря ощущением собственной богоданной миссии по спасению земли от такой неправильной и порочной цивилизации. Ему, конечно же, неизвестно о том, что цивилизация может быть лишь одна, а вот все остальное — дикарство.
2. На фоне цивилизации дикари не могут не испытывать комплекс неполноценности, что побуждает их к использованию понтов, призванных продемонстрировать цивилизации преимущество дикарского образа жизни. Таким образом, основная деятельность дикарей направлена на внешний лоск и демонстративность:
Если это ГЭС — то самый большой;
Если это ракета — то самая мощная;
Если это Евровидение или Олимпиада — то самая дорогая;
Если это свадьба — то самая роскошная, до опоследней кредитной копейки, чтобы создать иллюзию успешности;
Если это автомобиль — то не тот, что по карману, а тот, чтоб все смотрели с уважением;
Если это особняк — то самый высокий, и т.д., и т.п.
Если президент — то такой, чтоб при погружении обязательно древние амфоры находил.
Т.е. один из основных признаков дикаря — трата ресурсов не на нужды, а на прихоти, и если одному для демонстрации статуса достаточно бус и перьев, то другому без мигалки — уже никак!
Дикарю невдомек, что выходцы из цивилизации, отлично умеющие считать деньги и перераспределять их на нужды, не впечатляются подобными актами самолюбования. Но это никоим образом не останавливает дикаря. Он думает, что раз оппонента не восхитило его грандиозное сооружение, значит, он просто недостаточно высоко его построил, недостаточно дорогих брюликов на него навешал. Гонимый такими суждениями, дикарь с энтузиазмом бросается на возведение еще более грандиозных и масштабных понтов.
Величие племени, как убежден дикарь, измеряется сугубо количеством дорогих кастрюль в главшалаше; абстрактные же показатели, такие как «качество», «производительность» и т.д., и т.п., недоступны его пониманию, т.к. они абстрактны.
3. Мистицизм — один из основных спутников дикаря по жизни. Дикари с радостью поверят в любую оккультную чепуху, если она будет льстить их самолюбию, обещая в конце туннеля вкусный пряник. В этом отношении весьма показательны представления дикарей о загробной жизни: рай и ад для них — это два места, где не нужно ни думать, ни работать, а лишь подчиняться начальству, причем различия между двумя этими сферами посмертного бытия заключаются лишь в уровне сервиса, как между пятизвездочной гостиницей и захудалым отелем с текущей крышей и неприятными соседями.
4. Примитивность мышления побуждает дикаря к упрощению общей картины мира даже на бытовом и политическом уровнях. По его мнению, если не говорить о каких-то вещах (например, о коррупции), то они исчезнут сами по себе. Вернее, не так: по мнению дикаря, чем сильнее хвалить вождя, чем активнее ему подпевать, тем добрее он станет и, может быть, тогда поборет коррупцию. Надо лишь больше лояльности!
5. Если цивилизованный человек находит пути самореализации в работе или творчестве, то дикарю для достижения этой цели требуется враг. Это, кстати, еще одно плачевное последствие упрощения картины мира, когда все неудачи и отсутствие успехов объясняются происками врага. Мания разрушения и вандализма, которую дикарь не в силах контролировать, нуждается в надежном идеологическом прикрытии. Дикаря вообще всегда характеризует стремление к разрушению — бесцельному и бессмысленному. Вспомнить хотя бы боевиков ИГИЛ, разрушающих памятники архитектуры. Так что, найдя себе врага, дикарь может разгромить выставку, сославшись на то, что таким образом боролся «с ВРАГОМ православия», или поехать с гранатометом в Донбасс и разрушить там всю инфраструктуру под предлогом войны «с ВРАГОМ русского мира». Борьба дикаря с врагом абсолютно всегда сопряжена с разрушительной деятельностью и абсолютно никогда не сопряжена с деятельностью созидательной! Пусть грянет буря — основной жизненный принцип дикаря.
6. Поскольку у дикаря нет настоящего, он всегда живет либо прошлым («диды воевали»), либо будущим («светлое социалистическое будущее»). В понимании дикаря, в светлом будущем будет так же хорошо, как в светлом прошлом (слово «светлое» — обязательный атрибут таких суждений), что обусловлено темным настоящим дикаря. К сожалению, он не понимает, что его темное настоящее обусловлено не временем, а его собственной социальной неприспособленностью.
Поскольку, как и писалось выше, вся жизнь дикаря укладывается в поиски врага, то светлое будущее наступит только тогда, когда дикарь победит всех врагов, вредителей и просто недовольных. Как когда-то давно, в далеком прошлом его предки уже победили всех врагов и построили рай на земле. Прошлое и будущее в понятии дикаря — по сути одно и то же. Будущее в его понятии и есть прошлое — такой вот пространственно-временной парадокс! Причем именно победа над некими врагами поспособствует приходу светлого прошло-будущего, а не работа, саморазвитие, творчество, технологии, прогресс и т.д., и т.п. А если учесть, что своими врагами дикарь считает цивилизованных людей, чья жизнь вызывает у него лютую зависть и устойчивый комплекс неполноценности, то неудивительно, что светлое будущее для дикарей так никогда и не наступает. Временные трудности у дикарей длятся вечно, потому что они предпочитают бороться с вымышленными врагами, а не со своими внутренними хотя бы посредством чтения книг.
7. Единственный вид самоорганизации, к которому склонны дикари — это «сообразить на троих/пятерых и т.д.» или же собраться с целью начистить кому-нибудь еблище. Организоваться самим для того, чтобы сделать что-то красивое или полезное без приказа и разрешения надзорных органов, дикарю не позволит его звериное начало.
В качестве наглядной иллюстрации можете рассмотреть деятельность абсолютно любой радикальной молодежной организации. Например, православных активистов от Энтео до «Сорок Сороков», которые собираются исключительно с одной целью: что-то разгромить да побить кого-то. Попробуйте вспомнить, что они сделали хорошего во имя своей же идеи. Например, собирались ли они хоть раз в жизни для того, чтобы слепить прекрасную статую обожаемого ими Иисуса Христа, или (в случае с каким-либо НОД) построить памятник обожаемым ими «героям ДНР»? Они не то чтобы не способны сделать что-либо подобное, они не способны договориться между собой и скинуться деньгами для того, чтобы это за них сделал кто-то другой. Попробуйте вспомнить, сколько хорошего на свет породили за свою долгую историю такие племена как НБП и РНЕ. Борясь «за благие цели» всю свою историю, они только разрушали, а если рисовали что-то на стенах, то исключительно что-то неприличное. Посчитайте, сколько хуев на стенах за свою историю нарисовали НБПшники и сколько они после себя оставили красивых рисунков, которыми могли бы любоваться прохожие. Все это потому, что дикарское мышление не приспособлено для созидания/творчества.
Поскольку дикари собираются вместе, по сути, исключительно из неконструктивных и околопреступных, варварских целей, то в действиях людей, собравшихся неподалеку по собственной воле и без умысла на разрушение/пьянство/вандализм, дикарь видит злой умысел врагов. Простой пример: дикарь, которого регулярно заставляют ходить на митинги в поддержку вождя, ни за что не сможет поверить, что на митинг против вождя протестующие пришли сами. Дикарь до победного будет считать, что всех их купили его враги.
8. Дикарь свято чтит традиции и действует не ради какой-то цели или просто для удовольствия, а исключительно ради того, чтобы быть, как все. Отсюда и знаменитые присказки, вроде «ты че, особенный?» Например, если дикарь заводит семью и детей, то делает он это не исходя из потребностей, а исходя из незатейливых формулировок — «так надо», «не рожала — не баба» и «чтоб как у всех». Все это является следствием печально известного явления «коллективизм» (также известного как «стадность»), когда «коллектив — все; индивид — ничто!»:
— Рожать не потому, что хочется, а потому, что вся деревня уже родила.
— Крестить ребенка потому, что надо. А надо потому, что вся деревня крестила!
— Носить крестик не потому, что хочется, а потому, что вся деревня носит (при том, что вся деревня не соблюдает ни одной из заповедей) — и т.д., и т.п.
9. Дикарь всегда считает свое мнение истиной в последней инстанции, но позиция его всегда слаба, будто дед в постели с проституткой, и чем слабее постельный дед его позиции, тем агрессивнее он реагирует на критику/инакомыслие. Таким образом, если оппонента нельзя опровергнуть, его нужно заткнуть по принципу «у кого дубина больше, тот и прав» или, как минимум, прибегнуть к аргументу всех времен и народов: «Ишь ты, выучились здесь! Умные все больно стали!»
10. Поскольку дикарь не приспособлен для принятия самостоятельных решений, равно как и для созидания, то если он и работает, то отнюдь не ради результата и пользы, а только и исключительно для галочки. Так и проходит вся его жизнь — для галочки и отметочки в различных бюрократических бумагах. Бюрократия — единственная отдушина в жизни дикаря. Бюрократия — отличная возможность возгордиться какой-нибудь грамотой, званием и прочей иллюзорной наградой. Но ввиду того, что в дикарском обществе распределением званий занимается исключительно окружение вождя, все бюрократические регалии в действительности не означают ничего, кроме умения подстраиваться под интересы вождей и лебезить перед ними. Из-за этого деятельность дикарей не приносит вообще никакой пользы.
11. Вопреки расхожему мнению, дикари не всегда лояльны вождю. Им вообще на самом деле плевать, кого ненавидеть. Любят они лишь политику силы. Сегодняшнего вождя они могут обожествлять, но придет следующий вождь — они начнут обожествлять уже его, а если он скажет, что предыдущий вождь был плохим, они начнут ненавидеть предыдущего. Кто в данный момент демонстрирует кнут, того дикари в данный момент и любят, однако любовь их, как и память — кратковременна.
12. При всем при этом, дикари прекрасно осознают (да-да, осознают), что дороги у них плохие потому, что их делают не для людей, а ради распила бюджетных средств, что вода из под крана пахнет ржавчиной не потому, что трубы делались для людей, а потому, что делались для галочки. Но увидеть во всем этом целостную картину системного кризиса дикари уже не в состоянии, поэтому им ничего не остается, кроме как объяснение происходящего происками врагов, вся вина которых заключается только в том, что они осмелились сказать о вещах, и без того лежащих у всех на виду.
13. Женщина в представлении дикаря — это предмет потребления, а иногда и роскоши, поэтому к женщинам дикари относятся, как к автомобилям: гордятся ими и одновременно эксплуатируют их. Типичная фраза дикаря — «в нашей стране самые красивые женщины» — по степени своей осмысленности приближается к иным из того же ряда: «в нашей стране самые высокие сосны» или «в нашей стране самая мокрая вода». Дикари боятся потерять своих женщин, как и любую другую вещь, поэтому в любом пришельце они видят в первую очередь потенциального конкурента в борьбе за самок, повторяя, как заклинание: «Они понаехали к нам и насилуют наших женщин». При этом дикарь может каждый день бить свою жену и детей, низводя их до положения рабов, и искренне считать себя благодетелем.
14. В перерывах между поисками врагов дикарь обычно считает чужие деньги: Абрамовича, Березовского… И считает, что все они его ограбили, прикидывая в уме, сколько «Жигулей» смог бы он купить, не приди Березовский и не укради его деньги. Дикарь точно знает, на что потратил бы все деньги (купил бы 42 «Жигуля» и сложил бы из них паровозик), но фокус в том, что он не имеет ни малейшего представления о том, как их заработать. Он вообще не понимает, откуда деньги берутся, потому что свою зарплату он не зарабатывает, а получает непонятно за что. Оттого в представлении дикарей деньги превращаются в некую мистическую силу, которую можно приманить с помощью ритуалов и фен-шуя. Не стоит этому удивляться: ведь суеверие — это главная религия нищих.
15. Но в первую очередь положение дикарей невыносимо по причине того, что где-то в глубине души дикарь прекрасно осознает, что цивилизованное общество спокойно проживет и без него, ибо цивилизации от дикаря пользы нет никакой, разве что посадить его в клетку и выставлять на обозрение детям. Осознание этого факта буквально выедает все его нутро до основания, еще сильнее озлобляя его и без того черное сердце. Цивилизованное общество легко обойдется без дикарского, а вот дикое всегда находится в очень сильной зависимости от цивилизации… Более того — с исчезновением цивилизации оно обречено на смерть.
Не нужно стесняться называть дикаря дикарем. Умный человек не обидится, полудурок из кожи вон вылезет, чтобы поумнеть, а дурак так и помрет дураком. Дурака нужно называть дураком не для того, чтобы оскорбить или унизить, а для того, чтобы предупредить окружающих, которых он может отравить миазмами своей дикости. Убогий должен осознать собственную убогость — тогда у него появится шанс измениться. Идиотизм торжествует, когда убогость возводит себя в ранг высшей ценности и общеобязательного образца поведения. Однако то, что не развивается, — мертво. Догма — мертвая мысль, а догматик — интеллектуальный труп. Кстати, дурак органически не способен понять процесс эволюции живых организмов, идей и целых обществ именно потому, что сам не эволюционирует. Идиот может только верить в собственную правоту, непогрешимость и значимость.
Павел Гладков http://hueviebin1.livejournal.com/194835.html
На планете земля есть одна удивительная страна — страна кривых зеркал, которые острыми краями обрезают нити причинно-следственных связей, из-за чего все, что происходит в этой стране, неминуемо переворачивается с ног на голову. Вероятно, это не одна такая удивительная страна. Вероятно, есть даже более удивительные страны (особенно по соседству), но речь пойдет именно о ней как об одной из наиболее значимых в достойном списке мировых держав.
В этой стране экстремистом считается не тот, кто публично угрожает судьям и призывает в случае чего стрелять в полицию на поражение, а тот, кто размещает картинку в интернете. Здесь не является экстремизмом погром театра/выставки/музея, равно как таковым не считается и снос исторического барельефа Мефистофеля, или уничтожение древних корейских истуканов из чувств религиозной неприязни. Здесь экстремизмом является фотография Яроша с шутливой подписью в адрес турникменов «Когда я войду в Москву, то личну спилю в ней все турники…». Террористом-ваххабитом здесь признается доходяга не державший в своей жизни ничего тяжелее калькулятора, в то время как террорист-экстремист, хваставшийся своим первым убийством на почве религиозно-этнической неприязни в 16 лет, здесь признается героем, а в его честь называются улицы.
Известно, что нарушение причинно-следственных связей может являться как признаком психической болезни, так и признаком мистического, трансцендентального или простого транса. Видимо, пав жертвой именно этого мистического транса, у нас полстраны может переживать из-за убийства датского жирафа Мариуса, имея у себя лишь на формальном уровне законы о жестоком обращении с животными, живодерстве и браконьерстве, из-за чего обвиняемые по этим статьям в лучшем случае получают копеечные штрафы. Все глубже погружаясь в состояние транса, наши люди начинают переживать даже за безвинно убиенного кролика европейским ведущим в режиме онлайн, совсем не обращая внимания на то, что у самих не то чтобы кроликов — детей ежедневно пожирают бродячие собаки/бойцовские псы, которых они же выгуливают без намордников.
Наш народ может выражать крайнюю степень беспокойства из-за того, что датский зоопарк на глазах у детей произвел вскрытие льва, потому что это ранит детскую нежную психику, но при этом все тот же народ ненавидит западных ювеналов за то, что они не позволяют бить детей — это, видимо, не ранит их психику. Эта страна уникальна — ведь в ней официальные государственные лица грезят технологическим прогрессом, но говорят, что подготовка IT-специалистов вредит ей, в то время как внедрение основ религии в школы идет только на пользу. Только находясь меж трех березок, можно презирать Европу за то, что там одни геи, чуть что угрожая всякому несогласному однополой половой близостью.
Наука о формах и законах правильного мышления, известная как «логика», попадая в географическую зону этой страны, перестает носить рациональные формы содержания, в то время как алогизм получает лавры фундаментального, сакрального знания. Многих это побуждает возмущаться пытками исламистов в американском Гуантанамо и не обращать никакого внимания на замученного до смерти в Матросской Тишине безвредного юриста. Этот же алогизм побуждает возмущаться беспределом чеченских боевиков 90-х, но проклинать США за арест крупнейшего в мире торговца оружием, который и продавал тем самым боевикам то самое оружие. Алогизм разошелся по телу метастазами, не оставив без внимания даже самую малозначимую область мозга, ответственную за построение причинно-следственных связей, из-за чего люди требуют от США освободить этого-самого торговца, ибо «Русские своих не бросают», хотя торговец является таджиком.
Здесь, имея самую распространенную армейскую забаву в виде начертания на малодушной шеренге призывников слова «Дагестан», вполне нормально попрекать в малодушии американскую армию, которая без гамбургера, кока-колы и туалетной бумаги в бой никогда не пойдет. Ведь те, кому на спинах пеной для бритья пишут «DAG», в бой отважно пойдут, судя по всему. Только у нас в стране бытовое отношение граждан к таджикам и узбекам абсолютно такое же, какое было у граждан нацистской Германии к евреям, но, невзирая на это, только наш человек может весь мир обвинять в фашизме, при этом всякий раз добавляя приставку «жидо» к объекту обвинений, а попутно обзывая кавказцев чурками. Только наш человек в городе Санкт-Петербург, который с 2000 по 2010 года держал мировое первенство по количеству преступлений, совершенных на почве расовой неприязни, может быть озабочен разгулом националистов в Киеве или Львове. Вообще в этой географической зоне с фашизмом очень интимные взаимоотношения. Так, к примеру, здесь фашизмом считается продажа неправильных солдатиков в магазине, в то время как международный неонацистский форум считается патриотическим мероприятием и проводится на государственном уровне.
Фашизм настолько неприятен нашему человеку, что он способен до белой пены изо рта одновременно возмущаться тем, что в Америке полиция в негров стреляет, и тем, что в России полиция боится не то чтобы выстрелить, а даже пикнуть в адрес кавказца. И, конечно же, лишь он может проклинать Израиль и Америку за бомбардировки арабов, но восхищаться Россией за бомбардировки все тех же арабов.
Только наш человек всегда жалуется на то, что правительство его грабит, но всегда готов перегрызть глотку любому, кто посмеет плохо сказать об этом правительстве, после чего вновь, пронося через проходную завода алюминиевый кусок проволоки, перейти к негодованию властью, которая все разворовала. Ну а после тяжелого рабочего дня можно, выгуливая собаку по газону, не убирать за ней кал, на ходу возмущаясь тем, какие все вокруг свиньи. Да и вообще, только здесь можно запретить усыновление сирот за границу, после чего уехать за эту же границу на лечение.
Термин Оруэла «двоемыслие» означает способность одновременно держаться двух противоположных убеждений, что и позволяет нашему человеку громче всех гордиться своей продукцией и, расхваливая ее в полный голос, ходить за товарами исключительно в бутики с иностранными названиями, где покупать продукцию исключительно зарубежных брендов. Мыслитель знает, в какую сторону менять свои воспоминания; эго сознаёт, что мошенничает с действительностью, однако при помощи двоемыслия он уверяет себя в том, что действительность осталась неприкосновенна. Тут нужен некий умственный атлетизм, способность тончайшим образом выборочно применять логику, а в следующий миг не замечать грубейшей логической ошибки. Даже пользуясь словом «двоемыслие», необходимо прибегать к двоемыслию. Именно по этой причине можно до дрожи в коленках ожидать выходных, чтобы напиться после работы и проклинать жидов за то, что они спаивают народ.
Это, конечно же, уникальное явление, но едва ли подобной уникальностью следует гордиться!
Географ Алла Махрова — о национальных особенностях российской урбанизации. Беседовал Никита Аронов
Специалисты географического факультета МГУ исследовали особенности отечественной урбанизации. Оказалось: почти треть российских городов — города только по названию, а на деле по всем признакам села. Еще один парадокс: статус город/село определяется не фактической урбанизацией, а всего лишь административными упражнениями. Чтобы понять, где же проходит грань между городом и селом и кто именно ее стирает и чертит заново, "Огонек" поговорил с автором исследования и съездил в населенный пункт, который за последний век побывал городом, селом, поселком городского типа, а с 2001-го вновь обрел городской статус
О парадоксах российской урбанизации "Огонек" поговорил с одним из авторов исследования, ведущим научным сотрудником кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Аллой Махровой
— Что вообще с научной точки зрения можно считать городом?
— Город, поселок городского типа, село — у нас все это вещи условные. Во многих случаях поселения считаются городскими чисто исторически. Так, Верея Московской области, где живет меньше 5 тысяч человек, город, а гораздо более крупные подмосковные поселки числятся сельскими поселениями. На юге России огромные станицы на 30-40 тысяч жителей тоже имеют сельский статус. Впрочем, такое происходит не только у нас. В Китае, например, многие населенные пункты, которые по всем признакам могли бы называться городами, остаются селами. Единых на весь мир правил, что считать городом, тем более не существует. Даже в ООН, подсчитывая уровень урбанизации, берут для каждой страны ее национальные критерии.
— И какие сейчас в России национальные критерии?
— В 2003 году принят закон о местном самоуправлении. Теперь города, как единицы муниципального управления, бывают двух видов: городские округа и городские поселения в составе муниципальных районов. Во втором случае району и городу приходится делить бюджеты и полномочия, поэтому районам, конечно, выгоднее быть городскими округам. Но тогда в районе не может быть больше одного городского населенного пункта. Поэтому, когда, например, в Химкинском районе решили, что хотят стать городским округом, они "убили" город Сходню и ликвидировали ПГТ Фирсановку. То же самое произошло с Домодедовским районом. А вот в Одинцовском районе не вышло: другие города оказали там сопротивление и городского округа не получилось. В итоге с 1989 по 2010 год число поселков городского типа в России снизилось с 2193 до 1286. А вот число городов довольно стабильно. Одни утрачивают статус, другие приобретают, но общая цифра колеблется в пределах 1100. Каждый регион сам определяет критерии города или не имеет их вовсе, так что все разговоры о "типовых чертах" весьма условны, о "городской среде" речи не идет: в очень многих российских городах образ жизни абсолютно сельский.
— И сколько же таких "промежуточных" городов в общем числе?
— Как минимум треть российских городов можно считать такими "недогородами" или "полугородами". Особенно высок их процент среди малых городов, то есть городов, где меньше 50 тысяч жителей. Тут к "настоящим" можно отнести немногих, в основном промышленные города и города-спутники, возникшие в советское время. А так обычная картина: приезжаешь в малый город, а там двухэтажные и пятиэтажные дома, и у всех есть огородики. Только грядки эти не поддаются подсчету, нет нормальной статистики. Поэтому мы взяли для определения уровня бытовой урбанизации самый простой из имеющихся критериев — обеспеченность канализацией. Проще говоря: если удобства на огороде — это уже точно не город. По этой шкале и получается: полноценные города на 99 процентов оснащены водоотведением; "полугорода" — на 90-99 процентов, а "недогорода" — на 70-90 процентов. Есть еще и так называемые деревенские города с показателями ниже 70 процентов. Так вот, у нас больше трети городов не совсем города.
— А если взять за основу не канализацию, а, скажем, структуру занятости населения. Показатели изменятся?
— Тут тоже нет подходящей статистики. Усложняется это тем, что недавно Россия перешла с классификатора отраслей народного хозяйства на классификатор видов экономической деятельности. Кроме того, плохо учитывается отходничество — еще одна важная характеристика российской урбанизации. Между тем в отходничество у нас в стране вовлечены миллионы людей. Особенно много в сельской местности и малых городах, где процент уехавших на заработки может доходить и до четверти населения. Некоторые регионы специализируются на отдельных видах деятельности. Например, женщины из Пензенской области часто устраиваются сиделками в больших городах. А из Нижегородской области едет много строительных бригад. В условиях, когда молодое поколение уезжает, население стареет.
— Движение идет только в одну сторону?
— Нет, в малые города, где хорошие условия жизни и хорошая транспортная доступность, охотно переселяются на лето, а то и на круглый год жители главных городов. Особенно пенсионеры и те, у кого удаленная работа. Причем вторым дачным жильем не обязательно становится дом, иногда, например, квартира в пятиэтажке. Этот российский феномен дальних дач превращает многие города в дачные поселения. В Осташкове, в удаленных городах Костромской области формируется местное локальное дачное сообщество. В Псковской области московские дачники обычно селятся от южного побережья Чудского озера до Изборска и в Пушкиногорском районе, а петербуржцы и мурманчане — на юге области. Дачники пытаются влиять на местную жизнь, а также генерируют спрос на развитие торговли, сферы услуг, создают рабочие места.
— И на каком этапе сейчас российская урбанизация? Процесс все еще развивается?
— Можно наблюдать признаки разных стадий. С одной стороны, быстро растут крупные городские центры, то есть у нас крупногородская урбанизация. С другой стороны, очень активно развиваются и пригородные зоны. Однако это не стандартная субурбанизация, не переселение из центра в пригороды: люди приезжают из провинции в пригороды крупнейших городов, потому что не могут позволить себе городское жилье. Все это усугубляется ежегодными миграциями городского населения на дачи. При этом процесс крупногородской урбанизации у нас в стране уже несколько раз откатывался назад. В 1920-е годы урбанизация сменилась дезурбанизацией. То же самое было в послевоенный период. И в третий раз — в начале 1990-х годов.
Беседовал Никита Аронов
Журнал "Огонёк" №40 от 12.10.2015, стр. 16 http://kommersant.ru/doc/2827541
Нет, не коррупция, не авторитаризм, не имперские бредни, а пошлость — вот главное содержание путинской России.
Пошло все. Пошлы благостные интонации Гундяева, пошла его сусальная софринская продукция, пошлы вереницы ругачих советских теток к «поясу Богородицы». Пошла реанимированная имперская стилистика, предельно пошла чекистская диктатура с ее претензиями на царскую осанку. Пошлы путинские притязания на вождизм и его подражания Муссолини. Пошла всенародная любовь к Путину. 86 процентов — это 86 процентов стопроцентной, чистой как спирт, пошлости. Пошл Путин, сочетающий повадки «брателло» с православно-имперским мессианством. Пошлы депутаты и футбольные фанаты, менты и байкеры-патриоты, пошлы Жирик и Кадыров, Вл. Соловьев и Дм. Киселев. Опошлился сам народ, сам тип русского человека: пошл его душевный строй, этот жуткий микс из вторичной, перебродившей советской лжи, воскресшей «гордости», новодельного «православия», зоологического телевидения, всех этих песен и песенок, шуточек и ухваток. Что об’единяет в России богатых и бедных, звезд и алкашей, епископов и продавщиц, режиссеров и ватников? Равенство в пошлости. Мы видим какого-то коллективного Стаса Михайлова, Путина и Задорнова в одном флаконе.
Пошл украденный Крым, а «Русская весна» — это было просто половодье пошлости, половодье пошлейших чувств. Пошла марионеточная Лугандония, пошлы «колорадские» ленты, поначалу приуроченные было к 9-му мая, а теперь ставшие круглогодичным маркером лояльности. И само 9-ое мая стало пошлой спекуляций, пошлой и помпезной конструкцией смыслов, подпирающей пошлую власть и исторически опошлившуюся страну.
Патриотизм — он сегодня не просто синоним пошлости, а сама пошлость. Показательный пуск крылатых ракет с Каспия, вся эта демонстрация крутизны, приуроченная ко дню рождения Путина — вопиющая пошлятина, как и восторги российской публики по сему поводу («вставили пиндосам!»). Как и триумфальные сообщения о футбольных победах, всегда идущие главной новостью по телеку. А уж оргазмическое ликование футбыдла, орущего «Россия!! Россия!!!», будто заклинающего безликого бога пошлости...
Империя сползает в небытие не тогда, когда слабеют ее мышцы, дребезжит ее голос, а тогда, когда она всеми порами начинает источать из себя пошлость. Россия провоняла пошлостью, как морг — смертью. Пошлость, как запах, впиталась в одежду, в православные бороды, в триколоры. Пошлость выдыхают дула российских калашей. Любой нынешний российский «бренд» — пошл. Россия опошлила даже свое знаменитое богоискательство, даже свою великую русскую речь. Кажется, что пошла уже сама русская даль с ее перелесками и золотыми точками куполов.
Что настанет после пошлости? Какой будет пост-пошлость?
Алексей Широпаев Поэт, публицист, общественный деятель. Сопредседатель Национального демократического альянса. Русская Фабула: Независимый журнал о самом интересном: политика, культура, технический прогресс. https://rufabula.com/author/alexey-shiropaev/796
Всем нам известно и понятно, что в подъездах России гадят американовские конгрессмены, которые специально тайно прилетают вечером, пробираются во все местные дома, особенно в хрущевки - и делают свое бездуховное дело.
Часами стоят и энергично плюют в стенку, специально курят и бросают сотни бычков, испражняются и мусорят! После этого они ходят по деревням и квартирам, пробираются в форточки и начинают наливать водку - а затем изыскивают и подговаривают потомственного алкоголика Васю шибануть по башке потомственную алкоголичку Нюшу, которая беременна, и могла бы произвести на свет божий еще более здорового богатыря. Но мы не должны сидеть на софе из дсп, сложа руки! Мы должны устроить еженощное дежурство - и караулить конгрессменов у хрущёб! Как только рука вражины потянется настраивать Васю против Нюши - в миг в избу должен ворваться весь наш сплоченный коллектив - и схватить сенатора! А затем его надо назидательно огреть подручными предметами: бюстами Ленина, дощатыми изображениями святых и книжками экстрасенсов!! Все на дежурство!!! И, поскольку, сезон уже холодный - не забудьте захватить с собой по бутылочке для согреву!
Евгений Понасенков https://www.facebook.com/Ponasenkov/posts/893710974009914?pnref=story
Кругом русофобы! Вообще любопытно повсеместное проникновение этого модного словечка - "русофобия". Модно эту самую "русофобию" повсеместно выискивать - и самозабвенно, взахлеб обижаться.
Я-то всегда думал, серьезное употребление такого слова, вне юмористического контекста - знак глубокой деградации, типа как начать водку глушить стаканами с утра. Появилась в речи очередного комментатора "русофобия" - всё, покатился человек по наклонной, не спасти; "меня засосала опасная трясина"... Ставим крестик, скорбно качаем головой.
Однако сейчас на глазах курвятся даже самые стойкие - то есть сильнейший комплекс неполноценности охватил уже все общество. Русофобия чудится буквально везде. И болезненности этого процесса никто не замечает! Как мне написали с возмущением: "Почему же низкая самооценка? Самооценка как раз повысилась, вот общество и начало требовать к себе уважения!" На что пришлось ответить, что "требовать к себе уважения" может только человек с низкой самооценкой - человеку с высокой самооценкой наплевать, уважают его или нет.
Я предполагаю, что невротическая основа современного российского общества - та самая проклятая жажда СТАБИЛЬНОСТИ, о которой все говорят, и достижение коей власть числит среди самых главных своих заслуг. Если разобраться, то нетрудно увидеть, что все цепляются за эту самую стабильность только оттого, что убеждены: ЛЮБЫЕ изменения приведут лишь к тому, что станет только хуже. То есть все охвачено сильнейшим страхом перед изменениями. Агитпроп, конечно, по мере сил поддерживает этот страх, и тут очень хорошо "идет" пример Украины: вот - тычут испуганному обывателю в нос - хохлы попробовали, и что? Стало только хуже!!
Жажда стабильности - оборотная сторона "выученной беспомощности", а та, в свою очередь, синоним не просто заниженной, а полностью разрушенной самооценки: субьект хоть и хорохорится, но сам про себя уверен: "все, что я ни сделаю, все, что ни придумаю - будет ухудшением, а то и катастрофой; поэтому лучше я буду в положении "замри".
Вот такой вот самозамороженный субъект и видит "русофобию" в практически любом произведении "критического реализма" - то есть во всем том, чем, собственно, и сильна была испокон веков русская литература и вообще русское искусство. Ведь любое КРИТИЧЕСКОЕ произведение побуждает к действию - а действовать и нельзя, "когда мы действуем, мы только причиняем зло самим себе".
То есть "русофобию" вокруг себя видит только тот, кто сам "русофоб" - то есть ненавидит и презирает сам себя, все время мысленно бьет себя по рукам - не лезь! не трогай! не желай! ты только все окончательно испортишь!!
Как там они говорят про Алексиевич: "нет, конечно, все правда, но это же чернуха". "Чернуха" - это ЛЮБОЕ художественное высказывание, в котором читается смысл "Ребята, мы живем в дерьме, давайте из него как-то вылезать". Поскольку общество нынче не верит в само себя, не верит, что оно способно куда-то вылезти - только поэтому оно видит в призыве "начать двигаться" призыв к Майдану, то есть "русофобию".
Человек в "выученной беспомощности" сам себе желает полностью обездвижиться, поскольку "движение - зло". Однако что такое полная неподвижность, она же "стабильность"? Это, понятно, смерть. То есть желание "стабильности", по сути - некрофильское.
Мы уже, однако, пришли к выводу, что ищет вокруг себя "русофобию" только тот, кто сам в душе "русофоб" - то есть презирает сам себя. Ненавидеть самого себя - желать себе смерти.
Все сходится.
Алексей Рощин http://sapojnik.livejournal.com/2034312.html
Журнал Аркадия Бабченко - Что же будет с Родиной и с нами?
Меня постоянно спрашивают - Аркадий, что же дальше? Что же будет с Родиной и с нами? Ну, что будет, что будет… Давайте повангуем.
Какое-то время все будет примерно так, как сейчас. Нефть в районе пятидесяти, затягивающаяся война в Сирии, Обама-чмо, новая прохладная война, ползучее сокращение пенсий, бюджета, зарплат, денег и вообще уровня жизни. Как долго? Не знаю. Может, два года. А может, и двадцать два. Такие режимы могут быть довольно устойчивыми. И грядущее неизбежное обнищание населения никоим образом их не подрывает. Наоборот: чем беднее население, чем беднее страна - тем устойчивее власть. Нет большего подарка для диктатора, чем программа "нефть в обмен на продовольствие". Нищета и внешний враг - да это просто праздник какой-то. Лишь бы телевизор работал. А он работает у нас на полную катушку. Дети по подворотням с голоду будут умирать - но телевизор без денег не останется.
Кстати, по поводу программы "нефть в обмен на продовольствие"… Возможно, что это и не гипербола. Европейская бюрократия раскачивается очень медленно и очень долго, но в итоге все же раскачивается. И взрослые дяди, похоже, решили, что игры зашли уже слишком далеко и пора начать говорить по-взрослому. По всей видимости, решение валить режим все же принято.
А режимы в наше время валят не танковыми колоннами, а обрушением экономики. Все эти разговоры, что мы вводим санкции не против народа, а против режима, что мы боремся не с народом Ирака, Кореи или России, который мы уважаем и считаем, что он заслуживает большего, а с режимом Саддама Хуссейна, Ким Чен Ына или Владимира Путина - все это сказки для бедных. Обрушение режима возможно только экономическим коллапсом всего народонаселения, обрушением экономики все страны. И она, безусловно, будет обрушена. Курс на выдавливание России с поля мировой экономики принят.
Беда в том, что процесс этот для сырьевых стран практически необратимый. И Путин, надо признать, его ускорил, как никто. Более того, товарищ, умнейшей головы человек, приблизил конец и углеводородной эпохи. Каменный век закончился не потому, что кончились камни (с). Точно также и нефтяная эпоха подходила к концу совсем не потому, что кончалась нефть. И, вместо того, чтобы, обладая этой нефтью, всячески затягивать процесс перехода на новые энергоносители, всячески замедлять разработку новых видов энергии и высоких технологий, продавая нефть как можно дольше, больше и дешевле, кланяясь и благодаря, что покупают, самому используя это время и эти нефтедоллары для перевода экономики на технологические, а не сырьевые рельсы - товарищ, возомнив себя начальником бензоколонки, властелином времени и монополистом энергетических ресурсов планеты, придал такое ускорение научно-техническому процессу в области разработки альтернативных источников энергии, которое не снилось никакому Гринпису. За год сделав то, что экологи не могли сделать полвека. Зеленые кричат от радости, хлопают в ладошки и кланяются в пояс. Плюс еще привел саудитов в Европу. А такие рынки назад уже не отдают. Ну, в общем, мечта коммунистов сбудется - пенсии у нас и впрям станут по сто тысяч. Беда только в том, что буханка хлеба будет при этом по десять тысяч, квартира на Арбате по сто миллиардов, а миллиард будет равняться ста долларам.
Ну и трупы, конечно же. Без этого никуда. Из Сирии ли, из новой Чечни ли, из Украины ли - я бы на счет того, что на Украине все закончилось, особо не обольщался, кстати - в России война теперь будет всегда, пока у власти будет Путин и меняться будет лишь театр боевых действий. И если в Сирии что-то пойдет не так и эта война перестанет решать задачу отвлечения населения от внутренних проблем, театр боевых действий запросто может быть перекинут обратно на Донбасс. С каким-нибудь новым наступлением на Харьков. Не надо искать в этом тактические и стратегические смыслы. Эта война решает совсем другие задачи - какие угодно, но не военные. Бедность, война, лагеря и зомбоящик - вот четыре опоры этого режима.
А потом - в один прекрасный момент - все рванет. Сразу, полностью, моментально и везде. Как говорит умный Серега Смирнов - кирдык будет коротким, но полным.
Практика показывает, что достаточно пары сотен вооруженных организованных сполченных человек, чтобы погрузить в хаос стотысячный Славянск. Чтобы погрузить в хаос такую страну, как Россия, достаточно будет десяти банд по десять тысяч человек. А столько тут наберется в первую же минуту. Описывать этот период подробно не имеет смысла - он и так у нас перед глазами. Все происходит в прямом эфире. Достаточно посмотрить на ДНР и ЛНР. Все будет точно так же. Здесь будет одна большая ДНР на шестой части суши - от моря и до моря. С алкоголиками на блокпостах, отрезанными головами в речке, пытками на подвалах, исчезновением бизнесменов и публичными казнями у позорного столба. Царя тихонько придушат на задворках Кремля - или наоборот, радостно повесят на памятнике Дзержинскому на Лубянке - эти же самые восемьдесят шесть ныне влюбленных в него процентов и повесят же, и в первых рядах будут именно те, кто сейчас громче всего орет про его величие и незаменимость - а на следующий день свалят и памятник.
А потом, когда все закончится, здесь, на руинах, тем, кто выживет, будет даровано внешнее управление. Мир не решится оставлять эту территорию, населенную идиотами с ядерным оружием, один на один со всей остальной планетой. И предпримет какие-то шаги. Царя с веревки снимут, Дзержинского тоже, в постамент воткнут американские флаги, привезут гуманитарку, население в давках за "ножками Буша" будут разбивать друг другу лица, радостно махать руками в телекамеры CNN и BBC, говорить, как они ненавидят Путина, любят Хиллари или Трампа, и в очередной раз благодарить Америку за гречу и стиральный порошок. Американские флажки в этой стране вообще скоро станут ходовым товаром. Дарю бизнес идею.
Внешним управляющим, после демократических открытых честных и законных выборов - а в этой стране выборы, в общем-то, всегда можно проводить честные и открытые, она честно, искренне и открыто проголосует за того, кого ей покажут по телевизору, так что зачем нужен Чуров, я, надо признать, не понимаю - так вот, внешним управляющим будет назначен условный Алексей Навальный. Или даже не условный, а сам - если не пропадет без вести в лагерях НКВД и переживет ДНР. Или Дмитрий Медведев. Или еще кто-нибудь примерно такого же уровня либеральности, более-меннее устраивающий всех в своей компромисности. В общем, наш российский Хамид Карзай. Или Джаляль Талабани. Это президент Ирака после Саддама.
Карзай-Навальный при поддержке внешнего управления отбудет свои два срока и это время будет относительно спокойным. Наверное, даже, пожалуй, это время будет самым лучшим в истории России двадцать первого века - наиболее спокойным, без войн, трупов и потрясений, с относительно устоявшимся уровнем бедности и даже каким-то минимальным подъемом экономики. Но так, как было - не будет уже никогда. Ничего не закончится и не вернется на круги своя, вот что надо понимать.
Никакой энергетической сверхдержавы больше не будет. Никаких золотых нефтебаксов. Никаких дворцов и собянинской плитки на улицах. Никакого Сочи и Красной поляны. Никакого вставания с колен. Ничего этого уже не будет.
Никто Россию никуда обратно не примет. Никаких Больших Восьмерок, Больших Двадцаток, Евросоюзов и саммитов.
У нас был уникальнейший шанс стать действительно одним из ведущих государств мирового сообщества, нам были предоставлены ВСЕ возможности в кредит, нам открыли все двери и пустили во все общества, нам улыбались и жали руки, но мы все профукали, просрали, пустили посыпавшиеся с неба деньги на дворцы, олимпийские игрища, мерседесы, военные парады, войны, убийства и вопли о величии. Нам был дан шанс, но мы опять всему миру показали только одно - мы не в состоянии генерировать демократию, технологии, экономику, стабильность, развитие и безопасность. Мы в состоянии генерировать только путиных в различных их модификациях. А такие образования предпочитают держать на расстоянии вытянутой руки в области стран третьего мира, вежливо улыбаясь из-за запертой двери. Второй раз такие кредиты никто не дает.
В общем, при внешнем управлении тут будет Северная Бразилия с креном в Северную Венесуэлу - огромная заросшая деревьями территория полутретьего мира, без особых потрясений, довольно стабильная, однородно небогатая (за исключением столицы), но в глубине которой - черт его знает, то ли есть жизнь, то ли нету… А поскольку этот уникальнейший шанс страна не только просрала, но так ничему на этих граблях и не научилась, то Северная Бразилия здесь будет недолго.
Карзай отбудет свои два срока, модернизировать, конечно же, ничего не сможет - и потому что это в принципе не модернизируется, и потому, что нефти по сто пятьдесят уже не будет никогда, а другой экономики кроме сырьевой так построено и не было, да и потому, что и незачем уже - с триумфом уйдет в отставку, на его место придет какой-нибудь совсем уже серенький и совсем уж слабенький его преемник, имени которого никто так и не запомнит, и на этом период относительно затишья начнет заканчиваться.
Слишком долго тут уничтожалось все, что хоть на вершок возвышается над бутылкой "Жигулевского". Слишком долго, веками, убивался в этносе ген свободолюбия, вольнодумства, предприимчивости, трудолюбия, инакомыслия, самостоятельного мышления, критического восприятия информации. А последние сто лет - так выкашивался просто косой. Путин сделал главную вещь - достал из людей всю мразь. Всю ненависть, всю ксенофобию, всю агрессию. Самый поганые, самые низменные, самые черные черты человеческой природы. Такого не делал даже СССР. Даже Совок лишь деклалрировал пролетариат как клас-гегемон, а на самом деле классом-гегемоном там была трудовая интеллигенция, инженеры и учителя, те самые физики и лирики. Путин же поднял со дна и сделал классом-гегемоном не просто люмпен - потому что люмпен тоже может быть неагрессивным - он сделал классом гегемоном агрессивных гопников.
Да, этот ген свободолюбия и вольнодумства имеет удивительную способность возраждаться из ничего. Уж как косили Россию в сталинских лагерях, в гражданскую, в штрафбатах Второй мировой, в подвалах и голодомрах - к семидесятым годам прослойка интеллигенции вновь образовалась практически из ничего.
Но бесконечно эта регенерация продолжаться не может.
В конце-концов, территория достигает такой стадии, при которой ничто светлое и доброй вырасти уже просто не в состоянии. Гражданское общество просто не успевает сформироваться, не успевает достичь той концентрации, того нужного процента, чтобы запустить механизм перемен - его членов убивают быстрее, чем они успевают появляться на свет. Их просто забивают по деревням малолетки с мачете. Происходит конголизация страны.
А Россия движется именно в сторону конголизации.
В этом Северном Конго из темноты полезут совсем уж дистиллированные упыри. Уже совсем конченное зло. Эталонное. Без примесей. Смесь КГБ, Гестапо, попа Дмитрия Смирнова, Чаплина, Мильчакова, Германа Стерлигова, Охлобыстина, Проханова-Лимонова-Дугина, Тесака и Безлера. Православный ИГИЛ, в общем.
Страна превратится в некую помесь из Ирака, Гаити, Сомали, Колумбии, ИГИЛ и ДНР.
В столице, охраняемой правительственными войсками, какая-то жизнь существовать еще будет - как в Могадишо - и в паре-тройке крупных городов тоже, но сбереги господь вашу душу и разум, если вы захотите выйти за пределы МКАД с наступлением темноты…
В Магадане будет просто банальный тупой бандитизм. Но зато абсолютный. Владивосток и Калининград начнут пробовать создавать свою государственность, с квадратным глазами глядя на происходящее в соседних регионах, и уйдут в Приморскую и Прибалтийскую русские республики. В Чечне будет Кадыров. На равнине. А в горах - новая модификация игила. Как и на всем Северном Кавказе. С этой территорией можно начинать прощаться уже сейчас. В Ростове, Краснодаре, Ставрополе - вообще на юге - будет какая-нибудь Южная Народная Казацкая Республика. Там будут пороть нагайками, пить, пилить на металлолом оставшиеся шахты, воевать с чеченцами-ингушами-дагестанцами и петь песни про коня и атамана. Время от времени в приграничные районы будет заходить украинская армия и пытаться навести порядок хотя бы рядом со своей границей - как Израиль время от времени заходит в неконтролируемые приграничные районы Ливана - но никакого эффекта это также иметь не будет. А между Владивостоком и Уралом будет Китай. От моря до моря. От океана до океана. До самого Северного полюса. Байкал станет самым туристическим местом планеты. Недвижимость там взлетит до миллионов юаней. Рускоязычное население Благовещенска, Красноярска и поселка городского типа Тикси будет молиться на китайскую коммунистическую партию, ездить по отличным десятиполосным магистралям на неплохих машинах, думать, как им повезло - а им и вправду повезло - ассимилироваться, забывать язык и растворяться в великой империи. На остальной территории не будет ничего. Точнее, там будет уже совсем забитое население по подвалам в деревнях, а сверху по разрушенным домам над их головами будет прокатываться война - время от времени, то туда, то сюда, но постоянно. Закончится все это в итоге маленьким национальным государством Московия, как и Римская Империя закончилась в итоге Италией. Пройдя, правда, через период десятком маленьких дробленых княжеств.
Римская империя разваливалась триста лет, Российская - уже сто, но в наше время процессы ускоряются, так что россыпь дробленых княжеств здесь будет уже лет через сто.
Первая же стадия - полная конголизация страны - я бы сказал, что по аналогии с Ираком, где процессы распада развивались по тем же лекалам, какие мы наблюдаем сейчас и в России, и с той же поправкой на ускорение течения процессов но и оппозитно на повышенную инерционность гигантской территории - так вот, я бы сказал, что полная коноглизация завершиться здесь лет за тридцать - сорок, но власть делает все, чтобы басню ускорить до максимально возможных скоростей, так что, возможно, все произойдет быстрее.
Как бы там ни было, Россия в любом случае уйдет с мировой арены, ядерную дубинку у неё постепенно со временем отберут, к соседям она лезть перестанет - Конго же не лезет больше к соседям - а что там будет происходить внутри, особо никого волновать и не будет.
Впрочем, альтернатива еще есть. Шанс, что психушка все же вернется в более-менее адекватное состояние, все же еще остается. Но, к сожалению, в последнее время я все чаще прихожу к мысли, что это будет не изменение вектора, а лишь очередная задержка в процессе развала империи. Исторический же вектор, как мне кажется, уже определен.
В рамках проекта "Журналистика без посредников". Как обычно, кто считает нужным, сколько считает нужным.
Либо перевести с любого терминала или банкомата, а также в отделениях "Евросети", "Связного", "МТС", "Альт-Телеком", просто набрав или продиктовав кассиру Яндекс.кошелек номер: 410 011 372 145 462 Для пользователей WebMoney - рублевый кошелек номер: R361089635093 долларовый кошелек номер: Z525692199692 В Сбербанке карта номер: 4276 3801 0488 9691 Мультивалютная карта "Приватбанка" номер: 5168 7423 3613 0608. Для пользователей MasterCard, VISA и Maestro карта номер: 4276 3801 0488 9691 Для банковских переводов из-за границы реквизиты: SWIFT: SABRRUMM SBERBANK, MOSCOW MOSCOW, RUSSIA Acc: 423 07 978 1 38064300125 Либо просто кинуть на телефон (МТС) 8 915 237 41 78 Спасибо
Сегодня мы с женой повели нашу трёхлетнюю Марусю на кукольный спектакль «Три поросёнка». В детстве я смотрел эту англо-американскую историю в двух версиях. Первую - в кино. Это был знаменитый диснеевский фильм с песенным шлягером всех времён и народов «Нам не страшен серый волк».
Вторую версию, михалковскую, я увидел в ленинградском театре имени Образцова в кукольной интерпретации. На этом представлении мы, юные зрители, изо всех сил мешали волку совершить тройное убийство. Когда он спрашивал нас, куда побежали свиные дети, мы, не сговариваясь, дружно показывали противоположное направление.
Среди нас не было никого, кто бы помогал волку дуть на домики поросят, чтобы сломать их убежище. А уж на прямой вопрос волка в зал: «Вы хотите, чтобы я их съел?», мы истошно орали: «Нет!!! Уходи!!!»
Но это было в прошлом веке. А вот сегодняшние реалии. Практически все малолетние почитатели кукольного театрального искусства, пришедшие на этот спектакль, жаждали крови несчастных запуганных животных. Милые мальчики и девочки активно помогали волку в его кровожадном замысле. Дули вместе с хищником на поросячье жильё. Кричали: «Съешь их!» А на вопрос: «Куда побежали поросята?» - весь зал дружно вставал, показывая руками бестолковому любителю свежего мяса истинное направление побега трёх братьев.
Рядом со мной воспитанный мальчик, лет пяти, обращался к волку на «Вы»: «Ломайте дверь! Её можно ногами выбить! Сожрите их!» Бабушка юного садиста с улыбкой взирала на внучка. Глаза её, как пишут в сочинениях школьники, «лучились добротой». В зале царило устойчивое родительское умиление.
И лишь один папа еврейской наружности, недоумённо оглядывая неистовый зал, растерянно воскликнул: «Что вы делаете? Он же их хочет убить!»…
Александр Алексеев https://www.facebook.com/alexeev7/posts/906734252697232?fref=nf
На прошлой неделе «говорил с народом» - провел семь фокус-групп с рабочими и ИТР в рамках исследования по промсоциологии в одном из типичных «средних городов средней полосы» России. Тема бесед, конечно, в основном касалась производственных аспектов, но были и вопросы, так сказать, общеполитического свойства.
В прошлом году я проводил такие вот беседы с рабочими на фоне самого «рубилова» на Украине (в июле-августе), и вот теперь – уже после Сирии, когда про Украину уже как бы стали забывать. Очень интересно сравнить настроения.
Если вкратце, то экономически положение рабочих остается аховым, а настроения и оценки своего положения – еще мрачнее, чем год назад. Я уже отмечал, что рабочие, похоже, начали массово выходить из официальных «шмаковских» профсоюзов – и вовсе не потому, что в их отношениях с работодателями наступила идиллия. Строго наоборот: рабочие, наконец, убедились в полной бесполезности «профсоюзов» - и предпочли остаться один на один с администрацией своих предприятий.
При этом стратегически их положение стало только хуже: защищенности не прибавилось, а маниакальное стремление работодателей в связи с кризисом все сокращать и на всем экономить, перекладывая издержки на персонал, только усилилось. Леденящие кровь детали – типа отсутствия официального перерыва для приема пищи и столовых для работающих по 12-часовой смене, отмены оплаты и льгот по «вредности» в условиях, когда в цехах из-за пыли «свою вытянутую руку не увидишь» - я даже пересказывать не стану, все можно найти в моих старых статьях для «Русской планеты» и в книге (увы, пока неизданной).
В общем, рабочие в провинции по-прежнему получают, выстаивая в адских условиях 12-часовые смены без обеда, в среднем от 18 до 25 тыс. в месяц, мастера и рядовые ИТР – 25-30 тыс. в мес. Это считается «еще ничего». Большинство в кредитах по уши, основная рабочая мотивация (почему ходят на работу) – чтобы эти кредиты вернуть.
Мне показалось, что в отношении работодателя (далекой, расположенной как правило в Москве сверхкорпорации) нарастает отчужденность и раздражение. Что тоже можно понять: рабочие везде с завидным постоянством отмечают одно и то же – что производительность и выработка в их «зонах ответственности» растет (зачастую – в разы), бригады «оптимизируются» так, что оставшиеся делают работу «за себя и за того (сокращенного) парня» (нередко и нескольких) – но при этом, какое-то чудо, зарплаты за те же 5 лет или не вырастают вовсе, или подрастают на издевательские 2-3 тысячи.
При этом способность считать деньги у рабочего человека нельзя недооценивать: на практически каждой группе участники предъявили мне свой расчет, что, мол, В ДОЛЛАРАХ за последний год их зарплата, почитай, уменьшилась ровно в 2 раза. А еще говорят, что якобы «в провинции народу на доллары наплевать, они на них не обращают внимания». Как бы не так!
В общем – при полной неспособности и отсутствии стремления как-то коллективно отстаивать свои интересы – счет рабочих к «начальству» весьма обширен, и им есть что предъявить. Тем любопытнее было спросить, что думают они по поводу «вообще положения в России». Как, мол, оно? Нет ли ощущения, что Россия движется «куда-то не туда», что в ней «происходит что-то не то»? Нет ли опасения в связи с кризисом, с санкциями?
И вот тут, как ни странно, общее настроение на глазах меняется. На всех 7 группах я не встретил ни одного слова не то что осуждения, а даже опасения в адрес, так сказать, «общеполитического руководства», читай – В.Путина. И это очень контрастировало с весьма и весьма скептическим, если не сказать больше, отношением рабочих (и ИТР!) к собственным работодателям.
Даже наоборот: те, кто больше всего (и с наибольшим жаром и убедительностью) критиковали порядки на своем предприятии (то есть самые активные и «продвинутые», в другой реальности они были бы профсоюзными лидерами по типу какого-нибудь Валенсы) – они же высказывали наибольшее удовлетворение в связи с боевыми успехами Родины. Буквально – «все у нас тут хреново, конечно, начальство издевается, планы нереальные, оборудование рухлядь, деньги платят смешные – но хоть на залпы Каспийской флотилии посмотреть, хоть что-то приятно!» И люди при упоминании Каспийской флотилии на миг расслабляются, по помещению одобрительный гул, на суровых и обиженных лицах трудовых людей ненадолго расцветают улыбки. Вспомнить про флотилию, которая умеет делать залп, всем приятно.
То есть по реакции пролетариата (со всеми оговорками насчет того, что 7 групп – это, конечно, ничтожно мало для обобщений) можно сказать, что с Сирией Путин опять угадал. Пролил бальзам на народные раны. Народу вся эта боевая активность НРАВИТСЯ.
Я это вижу по тому, что мне есть с чем сравнивать. Я эти группы с рабочими провожу в больших количествах с 2009 года. И прекрасно помню, что, скажем, в 2011 году именно среди РАБОЧИХ Путин никакой особой популярностью не пользовался. Скорее, в очень многих рабочих коллективах к нему преобладало очень скептическое отношение – такое, какое сейчас к «олигархам», владеющим заводами, на которых эти рабочие и трудятся.
То есть Путин УВАЖИЛ. И Крымом, и Украиной, и Сирией. Рабочий живет плохо, трудно, никаких особых перспектив улучшения своей жизни и зарплаты он не видит, работодателям не доверяет, в своих собственных сослуживцев не верит. На этом фоне у него свет в окне – эта самая МОЩЬ ГОСУДАРСТВА, которую так щедро в последние годы демонстрирует Путин. Лица у самых недовольных светлеют, когда они об этом говорят.
А к санкциям до сих пор отношение юмористическое.
Хотя рост цен отмечают все. И почти все говорят, что рост именно в этот год гораздо больше, чем в предыдущие.
Алексей Рощин http://sapojnik.livejournal.com/2039653.html